Главная Бизнес «Пазл – туризм» – новая философия отношения к туризму в Кыргызстане

«Пазл – туризм» – новая философия отношения к туризму в Кыргызстане

0 комментариев
Мы все привыкли считать, что пазл (англ. jigsaw puzzle) — это головоломка, в которой требуется составить полноценную картинку из разрозненных фрагментов.

Своеобразная мозаика. И что же общего между нею и туристической отраслью, спросят многие?

Добиться целого из отдельных частей

По одной из версий первым придумал пазлы примерно в 1760 году лондонский гравёр, картограф и издатель Джон Спилсбери. Он сделал увлекательную головоломку:   распилил  предварительно наклеенную на деревянную основу чёрно-белую бумажную географическую карту по линиям государственных границ и  предложил собрать ее заново.

Как не пропасть поодиночке!

Представители Кыргызской Ассоциации туроператоров ( КАТО)  пошли примерно по  такому же пути. Если туристическую отрасль разделить на фрагменты, то можно вычленить множество ее игроков: турагентов,  места размещения, ресторанный бизнес, компании – перевозчики, рекламные компании и так далее и так далее. Ведь именно туризм имеет большой мультипликативный эффект, а все его субъекты заинтересованы в привлечении туристов и продвижении туротрасли. В тяжелое время после пандемии только совместными усилиями можно сделать то, что  не под силу сделать поодиночке: при минимальном бюджетировании  улучшить как рекламу Кыргызстана, так и турсервис.

Время перемен

Пандемия разъединила страны и людей. В этот период, по оценкам экспертов, туротрасль «просела» примерно на 80%, закрылись многие турагентства, компании – перевозчики, кафе и  отели. Кыргызстан – не исключение: По данным Департамента туризма КР, коронавирус практически парализовал работу всех турагентств Кыргызстана, без работы остались десятки тысяч человек. 10% отечественных туристических компаний обанкротились. За 9 месяцев доходы, полученные от перевозок туристов, сократились в 2,1 раза.

Люди не надеются на чудо! Они действуют сегодня!

Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии, но тенденция к постепенному снижению в Кыргызстане уровня заболеваемости СOVID-19 дает надежду на то, что уже скоро ограничительные меры будут сняты, и туристическая отрасль сможет приступить к активному восстановлению своей деятельности. В сложившихся условиях первостепенной стала задача найти действенные пути выхода из кризиса, которые будут сильно зависеть от эффективности мер поддержки. И чем больше сторонников таких мер, тем больше перемен в лучшую сторону.

Ожидать нельзя действовать

Где ставить запятую, выбор за нами. В КАТО считают, время должно работать на перспективу! Тем более что, согласно рейтингу «The Guardian» на основе мнения читателей и блоггеров – путешественников,  именно  КР возглавила список стран для путешествий в 2021 году после улучшения эпидемиологической ситуации наряду с Исландией, Узбекистаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, островом Ланди  и  Фарерскими островами.

Зимний Кыргызстан имет все шансы стать привлекательным для гостей Кыргызстана

По  данным, полученным в ходе  проведенного Организацией Объединенных Наций  исследования,  в 2020 году доход от туризма в стране сократился почти на 90%.  «Если мы не на словах, а на деле  и  все вместе начнем осуществлять накопившиеся идеи,  то сможем не только вернуть поток туристов,  но  и увеличить его», – убежден  президент Ассоциации туроператоров КР Сергей Глуховеров.

Предложение объединить свои усилия продиктовано также печальным состоянием мизерного бюджета отечественной туротрасли:  4-х млн сомов хватает лишь на заработную плату 11 сотрудников, которые работают в  Департаменте туризма при МКИиТ  КР.  А 3,5 млн сом остаются на реализацию проектов!

Не надеясь на чудо,  в последние время  участники туротрасли в Кыргызстане сами начали продвигать турпродукты и услуги через цифровые технологии, что особенно актуально во время вынужденной изоляции и дистанцирования  людей.

Новое – хорошо забытое старое?

«Пазл туризм»туроператоры еще назвали «ашар-туризмом»!Потому что подобно старинной традиции кыргызского народа приходить на помощь нуждающемуся сообща, «ашар-туризм» призван  сообща восстановить индустрию туризма в Кыргызстане после пандемии.

“Пазл-туризм” поможет рекламировать красоты Кыргызстана

Методом «ашар» люди возводят и ремонтируют дома, школы; изготавливают юрты, обрабатывают поля. Как говорится в пословице – «с миру по нитке, голому – рубашка». Также и теперь внести свою лепту в «пазл – туризм» может любой желающий без ограничений. «Если мы все вместе не начнем привлекать внимание туристов со всего мира, то останемся у разбитого корыта. Ведь ВСЕМ нужен туризм, значит,  все стараются: туроператоры, отели, рестораны, горнолыжные базы, гиды, водители, блоггеры, турфирмы, ремесленники,  беркутчи и т.д.,- говорит Сергей Глуховеров, –  Подключаются и участники из соседних стран центрально-азиатского региона.  В итоге  «Пазл-туризм» поможет ЛЕГКО и БЫСТРО, без лишних затрат, рекламировать потенциальным туристам достопримечательности в  странах региона, а также улучшать сервис туризма на всех уровнях!»

Первые пазлы уже сложились

Бизнес, активисты, государственные служащие уже доказали, что  совместными усилиями они могут за минимальные средства  создавать  интересные проекты с целью  развития  туризма! Так, сообща был  воплощен в жизнь музыкальный  ролик в горах Кыргызстана. Кто-то подготовил реквизит, кто-то взял на себя транспортные расходы, кто-то предоставил пианино, а кто-то на нем сыграл. Идея, видеосъемка и монтаж, организационные вопросы  и  прочее – словом, каждый участник  внес  свою лепту, а  страна получила еще одну интересную рекламу!

От рекламы Кыргызстана выиграют все!

А вот другой пример – создание всего за неделю до Нового Года 75-ти  рекламных  5-ти секундных  видео «Чашка», в которых  приняли участие, помимо Кыргызстана, также Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.  Идея проста, но довольно интересна: на фото различных достопримечательностей люди чокаются и поздравляют  друг друга с наступлением праздника!

Осталось только сложить все эти  видео, после чего каждый участник размещает результат у себя на сайте компании под своим логотипом. Результативно, оперативно, бюджетно! «Из реквизита – чашка в карман и хорошее настроение!- говорят в КАТО. – Участники  не боятся конкурентов.  Всё честно и прозрачно».

А совсем недавно сообща был создан  рекламный  музыкальный ролик. На нем комузист исполняет национальную мелодию на фоне беркутчи с ловчей птицей  и   лыжников в кыргызских национальных костюмах. Съемки  в горах Кыргызстана выполнены  с дрона. От идеи до продукта «под ключ» – всего 2 дня!

«Ашар – туризм»:  вместе всё возможно

6 января 2021 года состоялась презентация новой философии развития туризма. В «ОлолоВосток» собрались неравнодушные, креативно мыслящие, фонтанирующие свежими интересными идеями участники. Встреча напоминала собой мозговой штурм на тему «Как  нам развивать туризм дальше?» Причем, разговор шел не только о летнем турсезоне, но и о зимнем, имеющем все шансы стать привлекательным для гостей.

Примеры совместной работы

Пазлы  складывались вокруг инфраструктурных проектов, дизайнерских малых архитектурных форм, фото- и орнитологических туров, городских экскурсий, посещения музеев и  ремесленных мастерских, фото- и видеотуров.  Не зря говорят, что в спорах рождается истина. Так и теперь: сколько за короткую встречу появилось новых интересных идей. Идей, ждущих своей реализации общими силами!

А вот еще видео ролик в рамках “ашар-туризма”

«Пазл-туризм» – поистине народный туризм!

                                                                                                                         Текст и фото: Ирина Байрамукова

0

Недавние статьи