Главная страница » Расхожая фраза или поставленная цель?

Расхожая фраза или поставленная цель?

от editor_irina
0 комметарий 14 просмотров

Общеизвестную фразу «Кадры решают всё» можно было бы считать банальной, если бы она не отражала истину.

Новейшие техника, машины, оборудование, суперкомпьютеры не являются основой успеха любого дела. Люди — вот главное. Если они профессионально подготовлены, отлично обучены, грамотны, инициативны, то и результаты труда будут наивысшими. 

Знания, опыт, авторитет никто не отменял. Цена им во всех развитых странах мира очень высокая. Потому и экономическое положение этих стран намного выше, чем в нашей стране.

Возьмем, к примеру, существующее ныне у нашей молодежи отношение к профессии «инженер». С приходом Перестройки именно к ним, инженерам, самым квалифицированным кадрам, относиться начали с насмешкой. Это было своего рода клеймо неудачников.

Но история таких ошибок не прощает. В наше время мы пожинаем плоды этой политики. Не хватает квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженерно-технических работников. Без них развивать экономику просто невозможно.

Особенно остро стоит вопрос обеспечения кадрами отрасли водного хозяйства Кыргызской Республики. Уходят в силу преклонного возраста профессионалы, прошедшие путь от низов и знающие водное хозяйство «от и до», которые пользовались авторитетом и ответственность за принятые решения брали на себя.

Выпускники же школ по-прежнему неохотно рассматривают перспективу трудоустройства в производственный сектор, особенно мало желающих получить «водную» профессию. К сожалению, этот тренд стал устойчивым.

Как результат, при переизбытке гуманитариев  и юристов в стране Служба водных ресурсов КР не может сегодня заполнить вакансии. Об этом неоднократно говорили как сам Глава СВР  Алмазбек Сокеев, так и все сотрудники ведомства, но «воз и ныне там». По данным отдела кадров СВР, на сегодня срочно требуются специалисты следующих профессий: геодезист, картограф, мелиоратор, гидротехник, сметчик, гидролог, механик и другие. Причем, нет ни одного районного управления водного хозяйства, в котором бы штат был полностью укомплектован профильными специалистами.

По нехватке кадров лидируют Чуйская и Ошская области. Следом идут Иссык-Кульская и Баткенская. Далее следуют Джалал-Абадская  и Таласская. Самой «благополучной» считается Нарынская область, где не хватает меньше всего  специалистов для СВР.

В стране катастрофическая ситуация со специалистами-гидрологами,  гидрогеологами. Нет ни одного специалиста по плотинам. Управлениям водохранилищ нужны инженеры-гидротехники, инженеры-механики и мелиораторы, геодезисты.

Ключ к решению наболевшей проблемы может подобрать МОН КР, однако и там проблем хватает. Специалисты СВР отмечают, что нынешние выпускники ВУЗов по качеству подготовки инженерных кадров водного хозяйства значительно ниже, чем специалисты 1990-х годов. 

Проведенный глубокий анализ состояния образования в водной отрасли КР выявил тенденции развития, а также недостатки и проблемы в системе высшего и послевузовского образования. Среди них следующие:

  1. Недостаточная обеспеченность водного хозяйства страны в специалистах, способных на должном уровне вести проектные, строительные и эксплуатационные работы на водных объектах и гидротехнических сооружениях с учетом перспектив развития водной отрасли
  2. Необходимость своевременного обновления структуры и содержания образовательных программ в соответствии со спросом на рынке труда и международными стандартами
  3. Необходимость соответствия структуры образовательных программ с Национальной рамкой квалификации, отраслевой рамки  квалификации и профессиональными стандартами, а также корректировка доли вузовского компонента с учетом национальных и региональных рыночных требований
  4. Недостаточное взаимодействие производства и высших учебных заведений. Участие работодателей в формировании учебных образовательных программ и организации учебного процесса, формальное использование материально-технической базы предприятии
  5. Устаревшая материально-техническая база вузов водного профиля, дефицит современных приборов и оборудования
  6. Отсутствие целевой подготовки кадров в партнерстве с работодателями по заказу государства или отрасли
  7. Низкая мотивация к активному и качественному усвоению учебных программ. 8.Учебные программы не в полной мере дают знания и навыки, необходимые в практической деятельности.
  8. Кроме того, университеты не успевают внедрять в учебный процесс все новшества, требуемые для будущей работы специалиста.

Когда впервые в мае 1935 года прозвучал лозунг « Кадры решают все», он знаменовал собой постановку перед всем народом задачи – учиться, которую необходимо было претворять в жизнь. Теперь это назвали бы брендом, только не в понимании продукта или услуги, а в смысле поставленной цели. Цели подготовить высокопрофессиональные кадры для сферы водных ресурсов КР. Сегодня  вопрос обеспечения отрасли кадрами надо ставить во главу проведения любых экономических реформ.

Уже группой экспертов при поддержке Регионального проекта USAID по водным ресурсам и окружающей среде подготовлена Программа развития образовательного сектора в Кыргызской Республике в области управления и использования водных ресурсов до 2025 года, а также Дорожная карта по ее реализации. Цель этой работы — содействовать Службе водных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики в повышении кадрового потенциала и развития образовательного сектора в области управления и использования водных ресурсов.

«Тем не менее воз проблем так и остается нерешенным. Ежегодно в данной отрасли выпускаются около 45 человек с высшим образованием. При этом имеет место нехватка узких специалистов в области машинного орошения, проектирования, гидрологии, международного водного права. Учебные программы не приближены к практической деятельности”,- сообщила специалист СВР Толгонай Касманбетова.

Следует добавить, что при низкой эффективности системы подготовки рядовых кадров для водного хозяйства КР система переподготовки и повышения квалификации работников сектора также «хромает». При этом давно известна аксиома  том,  что надо «учиться, учиться и учиться» всю жизнь. Тем более что в контексте устойчивого развития страны только высокообразованная личность в состоянии обеспечить инновационное развитие и самого государства, и общества в целом.

Ирина Байрамукова

0

Related Posts

Оставить комментарий