Главная страница » Трансграничное вододеление — залог мира и стабильности, успешной адаптации к изменению климата

Трансграничное вододеление — залог мира и стабильности, успешной адаптации к изменению климата

от editor_irina
0 комметарий 15 просмотров

Уравнение это  работает не на каждого. Сегодня лучшей практикой его применения является Чу-Таласская водохозяйственная комиссия. Это уникальный пример совместной эксплуатации гидротехнических сооружений, совместного решения проблем вододеления, совместного финансирования таких процессов, причем пропорционально той доле воды, которую получает каждая страна. Это также уникальный пример международного сотрудничества по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах рек.

Когда экономика смешивается с политикой

Вода в  кыргызском и казахском фольклоре — источник жизни. Это первоэлемент, начальная субстанция, созидательная животворящая  сила. Недаром кыргызы и казахи  все родники по сей день считают святыми. И как бы само собой разумеющееся- этот источник должен, по определению, быть неиссякаемым, бесплатным. Даром от Всевышнего!

водные ресурсыживительная влага и животворящий дар

Страны-соседи КР и РК испокон веков пользуются этим животворящим даром, от которого нынче  зависит жизнеобеспечение около трех миллионов человек в обеих республиках. Но реки берут начало на кыргызской территории, откуда текут вниз по течению. От того, насколько будут урегулированы вопросы вододеления  и  рационального их использования, особенно в условиях прогнозируемого снижения стока рек,  настолько же будут снижены и  очаги напряженности между государствами.

В этом направлении экспертное сообщество давно признало, что чрезвычайно актуальным является формирование или конструирование водной дипломатии, то есть движение по азимуту международных контактов, международного решения водных проблем.

Трансграничные водные проблемы – какие они?


Во-1х, это так называемые «старые проблемы  новой эпохи»: то, что было оправдано в системе Советского Союза, но не соответствует  новым политическим и экономическим реалиям независимых государств. И хотя  вода  является колоссальным ресурсным преимуществом,  удельное водопотребление  и обеспеченность орошаемыми площадями в Кыргызстане остаются самыми  низкими  во всей Центральной Азии. Так, согласно Национальному докладу о состоянии окружающей среды, КР — «страна  происхождения рек» использует всего 20-25% водных ресурсов. Из них более 90%  идет  на орошение и с/х потребление, при  этом до 85% — в вегетационном периоде. 

Вода идет на орошение сельхозкультур

Дюшен Маматканов, академик,  на протяжении многих лет акцентировал на передовой общественности  и  лиц, принимающих решения. По его словам, в СССР водные ресурсы рассматривались как общественная (государственная) собственность, а их  планирование использования и распределение осуществлялось с точки зрения получения максимального эффекта в масштабах единого государства. Проблема не эксклюзивна для нашей страны, она примерно  в таком же виде существует и в других государствах. Если думать о своих потомках, то вода должна квотироваться, то есть необходимо определить на основании конвенций, международно-правовых  документов долю каждого государства из общего водного бассейна. И пусть каждое государство занимается рациональным использованием своей доли. Также страны низовий должны возмещать то, что на них потратили страны верховий, обслуживая водохранилища, гидроэлектростанции, берегоукрепительные сооружения, противоселевую защиту и так далее и так далее.

Вода не знает границ – их рисуют люди!

И в нашей с вами власти сделать животворящий целительный поток местом взаимного плодотворного сотрудничества.  Кыргызстан и Казахстан уже демонстрируют такое сотрудничество в вопросах совместного использования водных ресурсов. Обе страны создали постоянно действующую водохозяйственную комиссию, которая определяет водную инфраструктуру и  долю каждой страны в ее финансировании. Подключились доноры: ООН, Европейская экономическая комиссия, Фонд имени Ф. Эберта, ОБСЕ, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству и др.

История вопроса
В 2000 году было КР и РК подписали Межправительственное соглашение о совместном использовании водохозяйственных сооружений на реках Чу и Талас, а спустя  два года документ был ратифицирован парламентами обеих стран и вступил в силу. Так что Водному сотрудничеству стран Центральной Азии времен суверенитета –15 лет! Для реализации Соглашения в 2006 году была создана Комиссия РК и КР по использованию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас (ЧТВК).

Водные ресурсы формируются в странах верховий, а пользуются ими также страны- низовий

«Все водохозяйственные сооружения, обеспечивающие регулирование стока, расположены на территории Кыргызстана в верхнем течении рек. На реке Чу это Орто-Токойское водохранилище, обводные железобетонные каналы от Быстровской ГЭС до города Токмок, Чумышский гидроузел и Западный и Восточный Большие Чуйские каналы с сооружениями. На реке Талас — это Кировское водохранилище. Стороны отнесли данные объекты к водохозяйственным сооружениям межгосударственного пользования, так как Казахстан зависит от их эксплуатации и надлежащего технического обслуживания. 15 рек из Кыргызстана  поступают на территорию Жамбылской области: на сегодня  ее  водообеспечение на 80 % осуществляется трансграничными  реками  Чу и Талас».

Чу-Талассая бассейновая комиссия — Панацея ли от всех проблем?

Основная деятельность Комиссии посвящена утверждению порядка и объемов водораспределения в бассейнах рек Чу и Талас между Казахстаном и Кыргызстаном, определению мер по поддержанию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования и порядка повседневного ухода за оборудованием и его капремонта,  утверждению финансового плана для выполнения вышеуказанных мер.
На многих интернет–форумах, не только региональных, но и мировых, уже идут ссылки на Чуй–Таласскую комиссию, материалы о различных аспектах ее деятельности публикуются в научных журналах. И она сейчас позиционируется многими международными организациями, мировой общественностью как образец сотрудничества, достойный распространения.

За это время Чу-Таласская Комиссия стала  серьезной юридической основой  для совместного использования водной инфраструктуры. Исполнительным органом ЧТВК является ее постоянный Секретариат. Однако эксперты говорят о том, что следует признать — данная Комиссия все же имеет ограниченные компетенции. «Да, она решает технические вопросы состояния гидросооружений и их ремонта; вопросы, связанные с маловодьем рек, но она не решает самую фундаментальную проблему — проблему вододеления на уровне современного международного водного права, — поясняет специалист,-  Согласно Положений о делении стока рек Чу и Талас, водные ресурсы  реки Талас подлежат делению по 50% каждой республике, а по реке Чу —  48% Казахстану и 52% Кыргызстану. Но это положение было утверждено еще в 1983 году и мы по настоящее время ему придерживаемся?! А по реке Аспара, что протекает в Казахстан через Панфиловский район КР, вододеление осуществляется вообще по Временному протоколу, словно демонстрируя всем, что «нет ничего постояннее временного».

Кыргызстаном не раз выдвигалась инициатива перемотра этих пропорций для обеспечения орошаемых площадей поливной водой из системы р. Аспара, однако пока что сдвигов нет. Службе Панфиловского РУВХ  затруднен доступ к опорному гидропосту, находящемуся на территории Казахстана. Также Кыргызстан не устраивает тот факт, что в связи с делимитацией и демаркацией границ по реке Чу на Чумышском гидроузле большая часть основных средств осталась на казахской территории. Эксперты говорят также о необходиости поднять статус Чу-Таласской бассейновой комиссии и о том, что все сотрудничество, которое есть,  сегодня больше строится не на прагматичных вещах, а больше на взаимном добрососедстве.

Суть претензий Казахстана в том, что КР якобы стабильно недодает воду через гидропосты,  особенно с мая по сентябрь, когда наступает вегетационный период. Казахстанская Сторона  ссылается на то, что забирает воду из общего объема водных ресурсов реки Талас на 43% — 45% вместо 50%, отчего особенно в Кордайском, Меркенском районах сложилась тяжелая ситуация с поливом орошаемых земель – их водообеспеченность полностью зависит от соблюдения Кыргызской Стороной условий межгосударственного вододеления.

«Человек предполагает, а Бог располагает»

Впрочем, недополучает воду и сам Кыргызстан. По данным «Кыргызгидромета» при МЧС, Кыргызстан не умышленно недодает воду: причина в том, что вегетационный период ниже нормы.

Справочно. На ЦАКИК-2020 приведен неблагоприятный сценарий ожидаемого будущего к 2040-2100 годам. А именно: •Дальнейший рост температуры: на 2-4 градуса к концу века (и это с учетом умеренно -прогрессивных мер по климату ) •- Будущее осадков неопределенно, в горной зоне вероятно их дальнейшее увеличение, тогда как в низинной пустынной зоне возможно увеличение засушливости •- Будущее ледников: значительное сокращение к концу 21 века •- Сток: возможно усиление интенсивности и изменение гидрологического цикла (паводки, засухи), особенно после 2030-2050 г. и сокращение запасов воды. Изменение режима стока ввиду таяния ледников. • -Рост негативных последствий засух (маловодий) и паводков и увеличение риска дефицита воды под влиянием роста населения и социально -экономического развития •- Увеличение площади пустынь и стресса для экосистем низовья •- Негативное влияние волн жары и повышения температуры на здоровье населения и сан -эпидемиологическую обстановку

Согласно данным Орхусского центра КР, вопросы  по изменению климата на сегодня перед государствами  выходят на передний план. Все эксперты и международные организации бьют тревогу об этом и говорят о необходимости переноса внимания  на реализации Парижского Соглашения по Рамочной Конвенции ООН по изменению климата , которая ратифицирована обеими странами – соседями КР и РК.

Маловодиесерьезнейшая проблема

«Снижение водных стоков в связи с  проблемой изменения климата может привести к еще приведет серьезным проблемам»,- комментируют  климатологи. Они давно прогнозировали, что  более ощутимое изменение параметров речного стока с большой вероятностью начнется в период 2020 -2030 гг. Это подтверждали расчеты, основанные  на неблагоприятных сценариях выбросов парниковых газов и на доступных на момент расчетов моделях изменения климата. Ну и сегодня мы уже воочию наблюдаем эту проблему. А в  долгосрочной перспективе проблема водопользования в Центрально-Азиатском регионе только лишь обострится из-за высокого прироста населения.

Вода- ценнейший    ресурс

Выход из ситуации аналитики видят в уделении соседними государствами этой проблеме должного внимания  и в рациональном использовании водных ресурсов. «Надо сфокусировать внимание на потерях воды: 40% при ее подаче, а 20-25% — при использовании!»

Ирригационный канал в Панфиловском районе КР

Это означает, во-1х, ремонт устаревших ирригационных систем и строительство новых каналов. Во-2х, решение проблемы деградации экосистем в поймах рек. Сегодня при  водоразделе хозяйствующими субъектами как-то на последний план отодвигается эта проблема. А ведь здесь индикатором может служить особенно усиливающаяся деградация низовий. Из-за уменьшения стоков сверху поредели тугайные леса, камышовые заросли, исчезли некоторые виды животных. Раньше в низовьях Чу проживало 20 тысяч человек, сегодня их осталось не более 5-ти тысяч. Измененный ландшафт, покинутые поселения, потеря мест обитания – сегодняшняя действительность некогда благодатных земель  низовий рек Чу и Талас.

Особенное значение приобретают меры по экономии воды. Минсельхоз КР предлагает снизить оросительные нормы воды на гектар и повысить КПД оросительных систем  и  техники полива, а также добиться повышения урожайности орошаемых культур в 1,5-2,3 раза. А в перспективе – выращивать более засухоустойчивые  водоэффективные культуры, например, сафлору.

Вода- основа урожаев и продовольственной безопасности

В-3х, это экономичные способы полива. Так, при самотечном орошении по бороздам эффективность полива 60%, а при самотечном орошении по трубам – 80%. При орошении затоплением, наиболее экономичные способы: выравнивание полей, последовательное использование воды, захват и повторное использование стока . Важно внедрять капельное орошение — его эффективность до 90%, дождевание – эффективность 70-80%.

Важно рационально использовать водные ресурсы

Кстати, на уровне законодательной и исполнительной власти в Казахстане созданы условия для рационального использования водных ресурсов. На нужды же водников Кыргызстана выделяется примерно 500-600 млн сомов/год, которых хватает только на ремонт аварийных участков существующих систем. Эксперт Нурзат Абдурасулова считает, что в КР можно   осуществить с помощью грантовой составляющей до 15% от затраченных средств на реализацию водосберегающих решений. «Это водоочистные сооружения (крупные и малые), эффективные методы полива, Установка водосберегающих устройств ( водосберегающие насадки, аэраторы, и т.д.). Любые водосберегающие решения поддерживаются совместно с энергосберегающими технологиями»,- говорит она.

«Людям самим не стоит уже сегодня приближать эти проблемы, а следует беречь экологию и сохранять экосистемы. Потому что только живые экосистемы могут рождать жизнь для следующих поколений»,- отмечают экологи ЭД «БИОМ». Эксперты предложили посмотреть на эти реки как одновременно на природную и техническую конструкцию, обеспечивающую поливной водой кыргызстанцев и казахстанцев.  А это около трех миллионов человек в обеих республиках! И значит, от того, насколько будут урегулированы вопросы вододеления  и  рационального их использования,  настолько же будут снижены и  очаги напряженности между государствами.

Конфликтный потенциал загрязненной  воды

Гарантированный  доступ населения планеты к качественной воде  — одна из ключевых Целей Устойчивого Развития, провозглашенных ООН. Однако увеличивающееся загрязнение трансграничных вод налицо. Это угроза повышенного экологического риска.

Однако такая актуальная проблема — качество воды в трансграничном бассейне – также пока не решается: сброс сточных вод, а также загрязнение воды промышленными предприятиями значительно влияют на качество воды в трансграничных реках. Особенно остро эта проблема ощущается в маловодные периоды. Об этом жители приграничья открыто говорили журналистам.

Загрязнение начинается «сверху» по течению  и  добавляется «снизу». Например, вода в реке Чу выше и ниже  сточных вод Бишкекских очистных сооружений и на границе Кыргызстана и Казахстана отличается низкой прозрачностью и высоким содержанием взвешенных  веществ.

В настоящее время на трансграничных реках между республиками на казахстанской стороне существуют гидрохимические и гидрологические пункты наблюдений, которые проводятся ежемесячно.О кризисе чистой воды в ЦА свидетельствуют данные мониторинга качества  вод трансграничных рек, приведенные лабораторией Джамбульского филиала РГП «Казгидромет» Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК.

«Казгидромет»  так охарактеризовал причины загрязнения трансграничных вод: «Во-1х, все трансграничные реки находятся на замыкающих створах. Кыргызстан использует реки на орошение, соответственно, по сбросному коллектору возвратные воды из КР стекаются загрязненные. Также в нее попадают СОЗы, которые используются в с/х. Во-2х, очистные сооружения в КР осуществляют в основном механическую очистку. Например, из Токмакских очистных вода сбрасывается в 2 пруда, а оттуда – после разбавления там – в реку Чу! Не удивительно, что в ней  ниже  «зашкаливают» азот нитритный, железо, фенолы. В районе Кара-Балты стоки сбрасываются прямо в реку Кара-Балта Казахской Стороной в селе Степное на границе с Казахстаном  установлено превышение ПДК сульфатов , фторидов , фенолов, магния.  Очень плохое качество воды в Чу ниже поселка Манас- там содержание азота в несколько раз выше ПДК. Не лучше обстоит дело и в районе Тараза, там озеро Билимкуль омертвело из-за сброса токсичных вод!»


Водная дипломатия

Вопросы справедливого вододеления всегда были жизненно важными. По данным ООН, только за последние 50 лет отмечены 507 «водных» конфликтов ( среди них и конфликты на ближнем Востоке, и конфликты в ЦА), 21 раз дело доходило до военных действий.

Ценность воды в мире растет! Одно из доказательств тому — период 2005-2015 годов даже был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН международным десятилетием действий «Вода для жизни». Причин тому много: увеличение населения Земли, ухудшение ситуации с пресной водой, усиление загрязнения грунтовых вод и озер, сокращение подземных запасов грунтовых вод, парниковый эффект, нерациональное потребление воды, субсидирование цены на воду государством и так далее и так далее. На этом фоне трансграничные среднеазиатские реки Чу и Талас подобно кровеносным артериям — источники жизни для обоих государств.

Страны-соседи КР и РК испокон веков щедро пользуются водой — животворящим даром. Но в скором будущем жители о обеим сторонам госграницы могут ощутить на себе значительную нехватку поливной воды из-за неблагоприятных изменений речного стока реки. Причина -изменение климата: уже через четверть века сток рек Чу и Талас сократится до 25-45 процентов! Все более частые периоды экстремально засушливых и маловодных лет могут нанести значительный урон сельскому хозяйству в пределах Чу-Таласского бассейна и, как следствие, могут привести к осложнению взаимоотношений между соседними странами, уязвимости населения и деградации экосистем.

Эксперты также все чаще говорят и об антропогенном факторе. А потому Сторонам  очень важно услышать друг друга и договариваться о решении возникающих проблем на взаимовыгодной основе в искреннем стремлении братских народов  понимать друг друга.  Как говорится, «в любом споре рождается истина.

Все большее значение приобретают вопросы мирного разрешения водных споров.

Вода – это наука, вода – это идеология, вода – это индустрия, вода – это дипломатия, вода для нашей  страны — это субъект, который имеет отношение к любой форме государственной и общественной деятельности.

Опыт создания Комиссии по рекам Чу и Талас может быть использован при создании комиссий в других речных бассейнах Центральной Азии.


Текст и фото: Ирина Байрамукова

0

Related Posts

Оставить комментарий