Главная страница » Местные механизмы охраны и защиты от насилия в семье или как продвигается гендерная повестка на местном уровне

Местные механизмы охраны и защиты от насилия в семье или как продвигается гендерная повестка на местном уровне

от editor_irina
0 комметарий 138 просмотров

Написать закон – одно! Второе- обеспечить потребность в ресурсах  для его реализации. Ни один закон работать не будет без надлежащего финансирования! По официальным данным, бюджетное обеспечение реализации закона Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия» требует ежегодно 25 млн.сомов —   это  средства, которые должны  выделяться  министерствам в рамках их функций.

Одна из жертв семейного насилия

Еще надо прибавить строительство и функционирование убежищ для жерт насилия, кризисных центров, коррекционных программ.Это очень дорогостоящие меры для крайне скудного республиканского бюджета республики.

К примеру, только в рамках Программы государственных социальных заказов в 2018г Минфином выделено 5-ти кризисным центрам Кыргызской Республики до 700 000 сомов.  

Питание 1 женщины в день в кризисном центре обходится государству в 80сомов. А она приходит не одна, а с 2-3-мя детьми!

А 1 случай убийства обходится государству в 1 млн 600 тысяч сомов!

Превентивные меры в помощь

Легче ситуацию предотвратить, нежели работать с последствиями домашнего насилия для государства. Об этом сказал директор ОО»Абийир Эл» Азиз Токтосунов. Потому в регионах Кыргызстана создаются комитеты по предотвращению гендерного и семейного насилия (КПГНС). На сегодня их уже 27:  по 9 в Бишкеке, в Ошской  и Иссык-Кульской областях.

«КПГСН – это постоянно действующий коллегиальный орган, созданный на общественных началах из представителей государственных органов, органов местного самоуправления, гражданского общества, священнослужителей и других членов местного сообщества для взаимодействия и межведомственной координации, — поясняет Азиз Токтосунов.

Они  состоят из гражданских представителей, соцработников, судов аксакалов, женсоветов, соцпедагогов, медработников, депутатов Айыльных Кенешей, представителей айыльных  аймаков. Работают с проблемными семьями: в зависимости от ситуации члены комитетов помогают жертве обратиться в кризисные центры, получить охранный ордер или просто оказывают финансовую поддержку, так как в большинстве случаев, по мнению экспертов, насилие в семье связано именно с бедностью. Также в повестке дня КПГНС- информирование населения, мониторинг ситуации, планирование, реализация и анализ деятельности.

И снова тон задают женщины

Из общего количества членов КПГНС – большинство женщины. К ним обращаются с разными вопросами. Это насилие в семьях, детское пособие, развод, алименты,  лишение родительских прав, раздел имущества,  установление отцовства,  определения место жительства  детей,  земельные споры и т.д.

Пока что такие Комитеты — «новинка» для многих граждан, поэтому важную роль в их работе занимают информационные встречи в сообществах, неформальные встречи с женщинами, юридическое сопровождение жертв домашнего насилия Дни открытых дверей юристов ГГЮП, форум – театры и др. Благодаря работе созданных комитетов, в мероприятиях и тренингах было охвачено 3 477 представителей наиболее уязвимых групп населения, включая женщин, мужчин и молодых женщин, келинок и свекровей. Согласно данным Министерство здравоохранения КР, за последний год 1 250 человек обратились за помощью в медицинские учреждения по факту насилия в семье.

Когда муж- тиран


Дела нужные, вот только у самих КПГНС тоже много нерешенных проблем.

Айнура Омурканова, член КПГНС Ак-Суйского района Иссык-Кульской области, говорит о слабом  взаимодействии  ОМСУ   и  КПГНС, отсутствии финансирования мероприятий КПГНС в некоторых ОМСУ, отсутствие услуг психологов на местах. А член КПГНС  из Бишкека Гулбубу Дондоева отмечает такие вызовы, как недостаточность  проектов в сообществах, особенно  в жилмассивах города Бишкек, направленных на снижения насилия в обществе; слабый потенциал и равнодушие некоторых членов КПНС, отсутствие защищенности и небезопасность в работе  самих членов, отсутствие помещений на местах для проведения мероприятий. « Просто одних собраний недостаточно. Мы создали инициативную группу из 13-ти человек, посещаем средние школы, где проводим классные часы. Ученики писали сочинения на тему насилия в семьях и открыто делились сокровенными мыслями. Это нам очень помогло в нашей работе».

Жертвы насилия скрывают побои

Практически все представители Комитетов ссылаются на то, что новый уголовный кодекс препятствует своевременному  получению услуг.

Роль и ответственность органов МСУ

Органам Местного Самоуправления в защите и охране от семейного насилия отводится большая роль и ответственность. В ст.18 закона КР «О местном самоуправлении» в вопросы местного значения включено осуществление мер по охране и защите от комплекса семейного насилия в порядке, установленном законодательством Кыргызской   Республики.

Статья 19 Закона КР «Об охране и защите от семейного насилия» регулирует вопросы создания и развития местных комитетов по  охране и защите от семейного насилия.

 Существует также Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2018-2020гг, предусматривающий  разработку  и  порядок функционирования местных комитетов по охране и защите от семейного насилия и мониторинг их деятельности ;  мер  на областном уровне по координации, и созданию, функционированию и развитию комитетов по охране и защите от семейного насилия.

Сколько женщин среди нас терпят издевательства от своих мужей! Следы спустя неделю после побоев!

Директор Общественного Фонда «ДИА» Авазкан Ормонова говорит, что  ОМСУ мало разработать рабочие гендерные планы и меры как на областном, так и на местном уровнях,  надо также  финансово их обеспечить. В настоящее время очень мало ОМСУ,  которые на это выделили средства из местного бюджета. Это Жоош, Мады, г.Кара-Суу, Торт-Кол, Кенеш, Нариман, Гульча  Карасуйского района Ошской  области  и Октябрьский   и  Джети Огузский айыльные  аймаки  Иссык-Кульской  области. В этих ОМСУ сумели  внедрить услуги юриста  и слуги психолога.

По ее словам, сегодня не все комитеты активны, поэтому следует провести мониторинг их деятельности, нацеленной  на устранение патриархальных взглядов, касающихся роли женщин и мужчин в семье и обществе;  искоренения всех видов гендерного насилия; поощрение женщин к подаче заявлений о защите от гендерного насилия. Надо разработать с помощью ГАМСУМО форму отчетности,  сколько человек обратились, какая им помощь оказана.

Их  работа и опасна, и трудна

Жена избита мужем

«Стыдно за Кыргызстан!- говорит Авазкан Ормонова,- Семейное насилие- это прежде всего результат трудной жизненной ситуации в семьях. Но по сей день в ГАМСУМО нет планов деятельности по ликвидации семейного насилия. В райадминистрациях нет в программах социально-экономического развития территорий мер по профилактике семейного насилия. Нет даже уполномоченного органа по координации работы госорганов. В правоприменительной практике тоже недоработки: жертвам насилия выдают охранный ордер, а задержание тирана всего на 3 часа! Ареста тоже нет! И вообще Национальный план действий по достижению гендерного равенства- это национальная программа, а значит, ее надо выполнять не с помощью доноров, а при поддержке Правительства КР!»

Замглавы АА Мады Кара-Суйского района Ошской области Улан Олджобаев считает, что в работе с домашним насилием надо акцентировать внимание на проблему миграции. «Члены нашего Комитета обошли 6700 домов и переписали всех, кто уехал на заработки.Выяснилось, что в 60-ти %-х домохозяйств есть трудовые мигранты. Теперь надо работать с этими семьями, чтобы помочь им расставить приоритеты: мигранты временно выигрывают, но во многом проигрывают. Их дети становятся потерянным поколением и озлоблены на мир».

Трудности борьбы с домашним насилием на уровне ОМСУ  налицо. «Это слабая работа по невыполнению новых норм закона КР «О местном самоуправлении» и закона КР «Об охране и защите от семейного насилия». Это отсутствие  во многих АО реестра  муниципальных  и дополнительных муниципальных услуг.  Вопросы насилия не включены в ПСЭР, права человека не является приоритетным направлением ПСЭР. ОМСУ не отчитываются по 25 статье закона КР «О местном самоуправлении» и закона КР «Об охране и защите от семейного насилия»,- говорит Толкун Тюлекова, директор Ассоциации кризисных центров.

«Бьет — значит любит»?! Или пора менять стереотипы в мышлении?

 Директор отдела по развитию демократии USAID в КР Ноэль Бауэр призывает помнить, что «Семья  без насилия  есть  счастливая семья. А  счастливая семья есть  процветающий Кыргызстан!»

текст и фото: Ирина Байрамукова

Р.S. Фотографии сделаны по согласию с женщинами- жертвами насилия в семье. Приношу огромную им благодарность за доверие и решимость показать читателям факты издевательств над собой во избежание попадания в подобные ситуации других жещин.

0

Related Posts

Оставить комментарий