Недавно завершилась климатическая конференция COP-26 в Глазго ( Великобритания). Мир получил новые решения и одобренные инициативы по преодолению вызовов климатического кризиса. Особое место в них отводится молодежи. Почему?
«Каждый участник экономики будущего будет существовать в мире, который окажется на порядок сложнее, чем тот, к которому мы привыкли,- говорит Анна Кириленко, руководитель Проекта «Жашыл Климат»,- А это- нынешние молодые люди. Из-за изменения климата нынешнему поколению молодежи придется действовать не так, как предыдущим поколениям. Отличие заключается в том, что нынешнее поколение молодежи будет вынуждено вести жизнь, не похожую на жизнь их родителей, бабушек и дедушек. Под воздействием изменения климата, когда начнет действовать новый комплекс факторов, некоторые из которых способны сделать жизнь чрезвычайно трудной, произойдет окончательное разрушение границ между жизненными периодами «подготовка-работа-пенсия» за счёт демографических изменений, которые приведут также к всеобщему признанию необходимости учиться и переучиваться в течение всей жизни».
Уже сегодня молодым людям важно обладать комплексом важных навыков. В частности, уметь увидеть проблему, донести ее до окружающих и суметь адаптироваться к грозящим рискам.
В рамках мероприятия организаторы — Фонд им. Конрада Аденауэра и ЭД «БИОМ» организовали так называемые рабочие студии, в которых студенты бишкекских ВУЗов получали важную экологическую информацию и мастер- классы.
Из-за нездоровой экологической среды каждый из нас, жителей Земли, стал уязвимым для бедствий и трагедий. Пора задуматься человечеству над своими действиями не только в настоящее время, и в будущем. И вот тут важная роль отводится молодежи, не желающей оставаться в стороне от экологических проблем. Их называют экоактивистами и они обязаны сами разбираться в экологических проблемах, и до других донести эти проблемы грамотно и понятным языком.
«Сегодня молодежи очень важно уметь работать с информацией, — сказал председатель ЭД «БИОМ» Владимир Коротенко,- Это позволит противодействовать изменению климата инновациями. Это даст преимущества на рынке труда, позволит занять нишу в цифровой экономике и в качестве потребителей, и в качестве участников рынка труда».
Как говорится, каждый экоактивист- сам себе режиссер. Он может информировать о проблемах разными способами. Это может быть интервью с экспертом, фоторепортаж или видеорепортаж происходящего непосредственно с места события. Актуальные темы экологии могут преподноситься как информационные (заметка, репортаж, отчет, новость) либо как аналитические (комментарий, статья, рецензия, обзор, расследование). Важно- непрерывно «держать руку на пульсе экологических проблем».
Об этом студента КРСУ, МУК, БГУ рассказали известный фотограф и фотожурналист Владислав Ушаков и экожурналист Ирина Байрамукова.
Изменение климата — очень комплексная и непростая тема, и донести её простым языком людям, у которых нет много времени разбираться в проблеме — это и сложно, и интересно. «Практика вместо рассуждений, — таков девиз мастер-класса,- Взамен пространственных рассуждений стоит дать конкретные советы и примеры, которые помогут повысить мастерство изложение экотем»,- прокомментировал Влад Ушаков. Он убежден: наглядно- значит убедительно!
В качестве примера- тема про мусор. Он везде, свалки несанкционированы, люди равнодушны.
Как бороться с проблемой. Не замалчивать ее! Обращаться к общественности. К лицам, принимающим решения.
Сегодня экоактивист, как правило, распространяет информацию через соцсети. Сложность работы в популярной в соцсетях теме — выступить оперативно, пока интерес есть, но при этом сохранить корректность доносимого месседжа.
Какие есть пути достучаться до окружающих?
Варианты:
Создавайте интерактивную карту самых замусоренных мест в городе. Желательно с фотографиями.
Также на эту же карту можно нанести точки несанкционированных свалок, которые ежегодно убирают (такие данные должны быть в администрации города и у подрядчика, который занимается вывозом мусора из общественных мест).
Такая карта позволит увидеть, где мусор убирают, а какие места пропускают.
Наверняка и в вашем городе есть активисты, которые из года в год борются с одними и теми же свалками, но них упорно не обращают внимание. прикрепите ответы с обещаниями чиновников разобраться в проблеме. К сбору адресов подключайте читателей, создавайте для них опросники и интерактивные карты.
Примером стала карта, которая была составлена самим Владиславом Ушаковым и его коллегой Гамалом Сооронкуловым.
Вроде бы всего одна тема-мусор! Но сколько у нее аспектов! И говорить о них не надо «в куче», лучше вычленять эти аспекты и освещать их глубоко и наглядно!
Побывайте на мусорном полигоне, выясните, как он вырос за последние несколько лет, что происходит с размещенными отходами.
Покажите вашим читателям путь от появления мусора до его «приезда» на полигон. И что происходит дальше. Показывайте не словами, а алгоритмом.
А можно показать хронику одного протеста. Можно рассказать о инфотуре журналистов и активистов на полигон. Не стоит проблему освещать только через субботники! Хотя и она чрезвычайно важны!
Или другой пример: Чем дышит город?
Загрязненный воздух — актуальная проблема городов. Постоянные выбросы, смог. Да и транспорт добавляет вреда.
Можно показать на примере одного человека, как грязный воздух влияет на здоровье: «Задержите дыхание». Историю подкрепить анализом больших данных.
То есть просто отвечать по ходу статьи на вопросы:
А) «почему мы дышим этой грязью?» Для этого надо узнать, 1) какие факторы влияют на воздух в вашем городе, 2)что делается, чтобы снизить количество выбросов 3) помогают ли эти действия улучшить ситуацию? 4) Найти данные, где сказано, каких веществ и в каком объеме содержится в воздухе вашего города. Показать столбиковой диаграммой норму веществ и реальное их количество. Если сможете раздобыть данные за несколько лет, то покажите их линейным графиком. И у вас, и у читателей перед глазами будет реальная картина, как ситуация меняется или не меняется из года в год. Cоответственно, появится повод задать специалистам вопросы — почему так, и что с этим делать?
Б) «что с этим делают горожане: власти, активисты, студенты, школьники?»
«Логика проста: взять и закрыть все источники загрязнения воздуха мы не можем, но очистить небо от смога хотя бы виртуально нам под силу».
Как? Можно предложить своим читателям стать Бэтменом и разогнать смог над городом.
В) Когда у вас появляется ощущение, что вы об этой проблеме писали тысячу раз и ничего нового сказать не можете — переупакуйте имеющийся контент. Например, пропишите ключевые события, жалобы и обещания.
Пример. Загрязнение воды
Важно говорить не только о том, что происходит, но и последствиях.
Поинтересуйтесь состоянием водоемов, расположенных рядом с городом, и которыми пользуются жители. Пруд, река, озеро, затопленный карьер — в сезон это становится местом отдыха, воду оттуда используют для полива урожая и мытья машин.
Каждый год пишете, что вода грязная и купаться в ней нельзя, как и нельзя мыть машины? Запросите у чиновников данные по загрязнению воды за последние несколько лет и покажите, как ухудшается состояние воды. Или не ухудшается. Сравнение данных за разные годы , натолкнет на новые вопросы и, возможно, так будет проще «достучаться» до вредителей и ответственных лиц.
Наглядно покажите читателям, как состояние воды влияет на состояние природы, на здоровье человека. Поможет в этом инфографика.
Попросите специалистов объяснить все нюансы, как для учеников начальной школы. И на основе этой информации создайте анимированный ролик.
«Примеров может быть множество. Важно еще и говорить, писать об экопроблемах интересно. Как это сделать?- говорит экожурналист Ирина Байрамукова,- Обязательно эта тема должна быть журналисту интересна. Надо воспринимать статью по экологии как настоящий детектив, в котором должна быть завязка, кульминация и увлекательная концовка, в которой главный герой рассказывает, кто же во всём этом безобразии виноват. Людей всегда интересует то, что затрагивает их здоровье, здоровье их детей и близких Попробуйте, может, и у вас так получится!.
Также участники получили информацию о приемах визуализации проблемы. Это могут быть не только фото и видео, но также инфографика, анимация, карикатуры, рисунки и многое другое.
«Спасибо организаторам за такую интересную рабочую студию. -сказала участница Екатерина,- Теперь очень хочется еще больше получить знаний и навыков по экологической тематике».
Участники ушли не только с хорошим настроением и обогащенными полученной информацией, но также с очень нужными для самообразования книгами и плакатами, подаренными им организаторами мероприятия.
Текст и фото: Ирина Байрамукова