Под таким названием в Бишкеке 8 декабря 2021г прошла Национальная Конференция по итогам участия Кыргызстана на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в г.Глазго (Великобритания).
Мероприятие было организовано Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора КР при содействии двух проектов:
- проекта «Политические действия по обеспечению климатической безопасности в Центральной Азии», реализуемого ПРООН при поддержке Посольства Великобритании.
- проекта «Жашыл климат— Устойчивость молодежи к изменению климата», который реализуется под общей координацией Норвежского общества охраны природы в партнерстве с ЭД «БИОМ» и ОО «ГЛИП» при финансовой поддержке Европейского Союза.
Долгожданная климатическая конференция: прорыв или выжидание?
По словам министра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Динары Кутмановой, текущий 2021 год закладывает фундамент для полной реализации ОНУВ стран по Парижскому Соглашению. И данная конференция поставила задачу — проинформировать широкий круг заинтересованных сторон с результатами участия национальной делегации на конференции в Глазго, а также проанализировать достижения и извлеченные уроки.
В течение двух недель в столице Шотландии шли переговоры о принятии срочных мер по борьбе с изменением климата. После напряженных переговоров, которые продолжались на день больше, чем планировалось, участники подписали итоговый документ как результат интенсивных переговоров делегатов от почти 200 стран. Работе в Глазго весь текущий год предшествовала и напряженная подготовительная работа на политическом уровне стран-участниц. В итоге мир получил новые решения и одобренные инициативы по преодолению вызовов климатического кризиса.
С основными результатами COP-26 участников мероприятия в отеле «Европа» познакомила старший политический советник по вопросам изменения климата регионального офиса ПРООН в Стамбуле Даниэла Каррингтон. «Когда мы закрываем книгу о 2021г, мы прежде всего помним о 26-й Конференции ООН по изменению климата (КС-26), которая состоялась в Глазго и о том, что государства-участники Парижского Соглашения должны выполнять национальные обязательства по снижению выбросов СО2. У всех стран есть свои приоритеты, но они должны создавать условия «озеленения» своих экономик, соблюдая при этом экологические нормы»,- сказала она.
Может ли планета вздохнуть относительно спокойно до следующего климатического совещания сторон?
Воздействие изменения климата ощущается повсеместно и имеет реальные последствия. Это засуха, наводнения, сели, оползни, аномально высокие или низкие температуры и т.д., приносящие огромный ущерб уже сегодня и обещающие еще большие убытки в будущем. Все эти последствия изменения климата подрывают национальные экономики и благосостояние и здоровье людей всего мира. Однако на переговорах не было принято революционных решений. Подписанное сторонами переговоров Соглашение о климате расценивается Генеральным секретарём ООН Антониу Гутеррешем как компромисс, не позволивший преодолеть «некоторые глубокие противоречия». Эти глубокие противоречия — субсидии на ископаемое топливо, отказ от угля, повышение устойчивости незащищенных сообществ, выполнение обещаний богатых стран выделить $100 млрд для помощи развивающимся странам в их адаптации к изменению климата. Цели по этим направлениям, зафиксированные еще при подписании Парижского соглашения в 2015 году, до сих пор не выполнены и не превратились в детализированные обязательства стран в Глазго.
Какие моменты можно выделить по итогам работы СОР26?
Российский климатолог, лауреат Нобелевской премии Алексей Кокорин дал оценку итогам завершившейся климатической конференции ООН.
«Это 4 главных момента:
- Страны выбрали путь решения проблемы — достижение углеродной нейтральности в 2050-2080 гг.
- Рост помощи наиболее слабым и уязвимым странам — климатического финансирования с увеличением доли грантов и средств, выделяемых на адаптацию
- Приняты правила международного сотрудничества по Парижскому соглашению – главный механизм проекты и программы на уровне юридических лиц
- Активная роль субнациональных субъектов (регионы, города, компании, банки, бизнес ассоциации и т.п.) – они опережают действия стран и очень активны».
«Все крупные страны заявили о достижении углеродной нейтральности в 2050-2080 годах, а вот бедные страны находятся в очень уязвимом положении. Для развивающихся стран необходимы скоординированные действия и целевое финансирование. Сегодня важно финансовым институтам увеличить не кредиты для слабых стран, а долю грантов и средств на адаптацию к изменению климата», — сказал Алексей Олегович.
Если у богатых стан бюджет позволяет технологически перестроить экономику, то у бедных стан порой имеется одно желание, а вот денег на его реализацию нет. Кыргызстан также не обладает необходимыми финансами для реализации заявленных намерений в рамках ОНУВ, поэтому Кокорин призывает, во-1х, стране сберегать то, что она уже имеет (например, перестать вырубать леса и зеленые насаждения, которые стремительно сокращаются). Во-2х, выделять отдельные проекты и искать под них финансирование.
В целом, подводя итоги COP-26, ученый отметил, что было много деклараций, но мир идет по траектории 2,5*-3,0*, а никак не 1,58-2,0*С! Так что прорыва не случилось: конца «углеродной эпохе» пока не видно, а угольный конфликт не решен, но заморожен. США и Китай будут взаимодействовать по снижению выбросов парниковых газов, Великобритания и США идут на компромисс. Решение о поддержке бедных стран перенесено на СОР-27.
Амбиции Кыргызстана
Кыргызстан поддерживает Парижское соглашение, работают программа климатических инвестиций и центр климатического финансирования. Директор ЦКФ при МПРЭТН КР Дастан Абдылдаев заявил, что настоящее время доля нашей страны в структуре общемировых выбросов мала, порядка 0,03%, а природа наших выбросов — непромышленная и связана с жизнедеятельностью людей. Для Кыргызстана критически важно сохранить свои многовековые ледники, водные ресурсы и величественные горы не только от изменения климата, но и от недобросовестной экономической деятельности.
Страна к 2030 году КР ставит цель сократить выбросы парниковых газов на 44 %. А к 2050 году Кыргызстан на платформе зеленого развития постарается достичь углеродной нейтральности. Локомотивом этой безуглеродной политики будут возобновляемые источники энергии, в первую очередь гидроэнергетика.
В своем выступлении в Глазго на сессии “Адаптация, ущерб и потери” Бексултан Ибраимов, заместитель министра природных ресурсов, окружающей среды и технического надзора Кыргызской Республики сообщил, что общая стоимость адаптационных и митигационных мер оценивается в 10 миллиардов долларов США, из которых 63% — это необходимая международная помощь.
Вместе с тем Президент КР Садыр Жапаров сообщил о намерении страны после Глазго подать заявки на новые проекты климатического финансирования. Он единственный из глав государств Центральной Азии, прибывший в Глазго.
«Денег нет, но выдержитесь…»
В этой связи Садыр Жапаров обратился к потенциальным донорам с просьбой оказать экспертную и техническую помощь специалистам Кыргызстана в подготовке целевых проектов и ускорить аккредитацию кыргызстанских организаций, имеющих право обращаться в Зеленый климатический фонд.
По словам Директора Седьмого Политического департамента МИДа КР Бакыта Асангул, в Глазго были обсуждены вопросы сотрудничества и партнерства Кыргызстана с международными финансовыми институтами в период постпандемического восстановления и в условиях изменения климата. Президент КР Садыр Жапаров выразил готовность поддержать расширение сотрудничества в областях водных ресурсов, малой энергетики, модернизации энергетической инфраструктуры, общественного транспорта, а также закрытия и рекультивации мусорного полигона в Бишкеке с целью сокращения выбросов и достижения углеродной нейтральности.
Также на СОР-26 обсуждались возможности совместного консолидированного взаимодействия стран центрально-азиатского региона для получения финансирования от международных климатических фондов. Все пять стран региона создали в рамках СОР-26 совместный павильон.
Реакция на сельское хозяйство
Завотделом по международному сотрудничеству МСХ КР Замир Айылчиев отметил значимость изменения климата для сельского хозяйства. Метан (CH4), закись азота (N2O) и другие парниковые газы (не содержащие CO2), выделяемые в процессе деятельности растениеводства и животноводства, способствуют глобальному потеплению.
Раз сельское хозяйство стоит на 2-м месте по выхлопу парниковых газов в области выращивания сельскохозяйственных культур и вбросов парниковых газов от животных, то нужно их сократить. Но как? В данном случае не должно возникнуть противоречие с целями продовольственной безопасности, поэтому необходимо использовать совместимые параметры: удерживание углерода в почве через улучшение пахотных земель и пастбищ, а также восстановление истощенных земель; сокращение объемов потери продуктов питания и отходов на 15% и изменение рациона питания на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Только грамотный научный подход к развитию сельскохозяйственной отрасли может способствовать ограничению темпов глобального потепления и позволит избежать необратимого воздействия на экосистему. Но в документе до сих пор не прописаны ни механизм контроля за его соблюдением, ни меры принуждения.
КР позиционирует себя как с/х страну. «Для такой страны важно сохранить здоровье пастбищных и горных экосистем. Но тут много трудностей»,- отметил замминистра сельского хозяйства КР Азамат Мукашев.
КС-26 глазами международного и гражданского сообщества
Итогами конференции остались недовольны многие климатические активисты, природозащитные организации, НКО и представители островных государств. Еще до начала СОР-26 они выражали скептицизм по поводу результатов саммита. А в Greenpeace International итоговую декларацию конференции назвали слабой.
Об этом рассказала координатор CAN ВЕКЦА Ольга Бойко. « Прошедшая климатическая конференция- это показатель важности ситуации вокруг изменения климата. Это 26-я по счету конференция, но человечество не уходит от повышения температуры. Напротив, мир накаляется! И на кону будущее всех людей. И тут важно, чтобы решился вопрос финансирования адаптационных мероприятий у бедных и развивающихся стран».
«Главный документ Глазго озаглавлен помпезно – «Климатический пакт», а на деле это набор рамочных решений, лишь рекомендующих двигаться в верном направлении. Однако его скорость определяется на национальном уровне, и она явно мала», – считает директор программы WWF России «Климат и энергетика» Алексей Кокорин.
Эксперт проекта ««Жашыл климат— Устойчивость молодежи к изменению климата» Зоя Кретова рассказала о важности вовлечения молодежи и женщин к климатическим технологиям. Именно об этом шла речь в павильоне ЦА в Глазго, где эксперт презентовала этот проект на площадке СОР-26 на сессии «Вовлечение молодежи в климатические технологии», организованной Центром и сетью климатических технологий (CTCN) и молодежным корпусом РКИК ООН YOUNGO.
Делегат от молодежи Кыргызстана, руководитель общественной организации «Студенты за зеленую экономику» (СКЗЭ) Омар Даиров прямо из Глазго вел переписку по вопросам подготовки запроса на техническую помощь от молодежи Кыргызстана.
«Возможности молодежи Кыргызстана обсуждались с менеджером CTCN по международному сотрудничеству, а также с экспертами МГЭИК. Пока ЦА — белое пятно в сфере исследований на карте мира. Также важно активизировать молодое поколение в вопросах адаптации к последствиям изменения климата, прививать им экологическое сознание. Важно повышать потенциал молодых ученых КР через возможности использования данных Атласа ОД6. В этом мнении еще больше меня убедил визит в Институт изменения климата в Эдинбурге», — сказала Зоя Кретова.
«Молодежь должна быть на переднем крае климатических активностей»,- убеждена Анна Кириленко, руководитель проекта «Жашыл климат».
Зоя Кретова привела в пример экс-президента США Барака Обаму. «Выступая на климатическом саммите COP-26 в Глазго, он акцентировал особое внимание на молодых экоактивистах.Барак Обама считает, что молодежь имеет право на гнев и разочарование в связи с бездействием мировых лидеров и посоветовал направлять эту злость в конструктивное русло, продолжая бороться за экологически чистое будущее Земли. При этом политик отметил, что на этом пути молодым активистам «нужно подготовиться к марафону, а не к спринту», — рассказала эксперт проекта «Жашыл климат».
«Не спринт, но марафон» в Кыргызстане
Итогом мероприятия стало предложение начать работать над реализацией таких ключевых задач, как
- поставленные Президентом КР С.Н.Жапаровым.
- договоренности, достигнутые во время встреч Б.М.Ибраимова с партнерами по развитию и странами.
- вытекающие из Glasgow Climate Pact.
И других.
текст: Ирина Байрамукова; фото- Ирина Байрамукова и из открытых источников