Именно так японские инженеры назвали будущий мост в Бакай-Атинском районе Таласской области через реку Урмарал- главный приток реки Талас. Строительные работы на автодороге Талас-Тараз идут полным ходом.
Их осуществляет Японское агентство международного сотрудничества в рамках проекта безвозмездной помощи Кыргызстану.
Проект по реконструкции моста через реку Урмарал предусматривает строительство моста вместо существующего на 82-ом километре по автомобильной дороге от города Талас. Значение этой транспортной магистрали сложно переоценить: она обеспечивает автотранспортную связь с соседним Казахстаном, далее — с Узбекистаном и Российской Федерацией; имеет важное социально-экономическое значение для Таласской области Кыргызской Республики.
Справочно. JICA был выделен на эти цели грант в размере около 16,2 млн долларов США на момент подписания (1 млрд 785 млн японских йен).
К строительным работам приступили в мае текущего года. Подрядчиком выступает компания «Takenaka Civil Engineering and Construction Company», а консультантом- компания «Katahira and Engineers International».
К настоящему времени уже завершены подготовительные работы: устройство подъездных дорог к мосту, возведение насыпи, дренажные работы по отводу грунтовых вод, попадающие под проектный участок, снятие растительного слоя. В данное время активно идет устройство береговых и промежуточных опор моста с помощью сваеотбойной машины, специально привезенной из Японии; изготавливаются арматурные каркасы для балок моста и габионов; прямо на строительной площадке начато изготовление балок моста. Для этого устраивается опалубка и устанавливается каркас, после чего производится заливка бетона. Длина таких балок – 30м, а для моста их требуется три, то есть длина нового моста будет 90 м.
Как рассказал менеджер проекта Масуда Такахиро, работы по бурению скважин идут несколько замедленными темпами из-за того, что грунт оказался очень каменистым. Приходится извлекать из грунта огромные булыжники, которые складируются тут же на участке. Устройство береговых и промежуточных опор моста — ответственная и сложная технологически часть строительства. Всего надо пробурить 24 скважины. Вначале бурится канал диаметром 1,2 м на глубину 12м, потом начинается установка металлического цилиндрического каркаса и бетонирование. Причем, бетонирование осуществляется послойно.
Хронометраж проезда автотранспорта по существующему мосту через рек Урмарал зафиксировал до 2500 единиц техники, проезжающей по мосту в день. Новый мост рассчитан на 3000 машин в день. Соответственно, несущая способность нового моста должна быть больше. Кроме того, проект предусматривает дополнительный запас прочности. Мостовые опоры будут установлены не просто так, чтобы выдерживать кинетическую энергию воды. Речная вода устремляющаяся по руслу с большой скоростью в 2018 году разрушила одну из опор старого моста, пока что она отремонтирована и дополнительно забетонирована в нижней части. Опоры нового моста вода будет огибать, что позволит конструкции служить долго и надежно. Также в этом поможет и укрепление берегов реки габионом в узких и извилистых местах русла.
Как рассказал менеджер проекта Масуда Такахиро, работы по бурению скважин идут несколько замедленными темпами из-за того, что грунт оказался очень каменистым. Приходится извлекать из грунта огромные булыжники, которые складируются тут же на участке.
Устройство береговых и промежуточных опор моста — ответственная и сложная технологически часть строительства. Всего надо пробурить 24 скважины. Вначале бурится канал диаметром 1,2 м на глубину 12м, потом начинается установка металлического цилиндрического каркаса и бетонирование. Причем, бетонирование осуществляется послойно.
Хронометраж проезда автотранспорта по существующему мосту через рек Урмарал зафиксировал до 2500 единиц техники, проезжающей по мосту в день. Новый мост рассчитан на 3000 машин в день. Соответственно, несущая способность нового моста должна быть больше. Кроме того, проект предусматривает дополнительный запас прочности. Мостовые опоры будут установлены не просто так, чтобы выдерживать кинетическую энергию воды. Речная вода устремляющаяся по руслу с большой скоростью в 2018 году разрушила одну из опор старого моста, пока что она отремонтирована и дополнительно забетонирована в нижней части. Опоры нового моста вода будет огибать, что позволит конструкции служить долго и надежно. Также в этом поможет и укрепление берегов реки габионом в узких и извилистых местах русла.
Одним словом, работа «кипит». Сами сотрудники говорят о том, что на конец октября выполнено 33% от всего объема строительно-монтажных работ. Еще бы: ведь скоро заморозки и бетонные работы в соответствии с технологией придется приостановить. С 18 декабря подрядчик планирует оставить только арматурные работы и изготовление габионов, которые нужны для укрепления берега реки от течения.
В следующем 2023 году начнется установка несущих балок на опоры.Завершение строительства запланировано на конец апреля 2024 года.
К строительным работам привлечены 20 жителей Таласской области, а также есть сотрудники-бишкекчане. Всего задействовано 40 человек.
Каждое утро начинается с зарядки, инструктажа по ТБ на объекте, проверки соблюдения экипировки: наличия каски и защитного жилета со специальной светоотражающей наклейкой, защитных ботинок с металлической вставкой и перчаток. Для японцев безопасность на рабочем месте и здоровье каждого работника – в приоритете. Как рассказал Казуо Нарикава, менеджер проекта, регулярно все работающие на участке проходят медосмотр в медицинском центре села Ак-Добо.
Аналогично инспектируется каждый шаг, для чего приглашены 2 иранских инженера Салюш Абаси и Парвиз Мухаб Али, имеющие опыт работы в Оше.
Сотрудничество JICA с местными работниками направлено на развитие человеческих ресурсов. Это поможет гарантировать, что новый мост долго и надежно будет служить на благо Кыргызстана.
Текст и фото: Ирина Байрамукова