Главная страница » Вместе против социальных проблем: только вставая на защиту, мы сможем бороться с любыми проявлениями гендерной несправедливости

Вместе против социальных проблем: только вставая на защиту, мы сможем бороться с любыми проявлениями гендерной несправедливости

от editor_irina
0 комметарий 37 просмотров

Каждая четвертая женщина подвергается семейному насилию и домогательствам на рабочем месте, сообщает Кыргызская ассоциация женщин-судей.  Представители же кризисных центров отмечают, что  семейное насилие стало более жестоким, агрессивным и все чаще заканчивается убийством жертвы. Журналистские расследования и статистика МВД доказывают, что именно женщины чаще всего страдают от рук своих мужей или родственников: 96% зарегистрированных случаев семейного насилия совершались мужчинами. Большинство жертв насилия – женщины  моложе 30 лет. 62% потерпевших насилия не обращаются правоохранительные органы.

Образование на страже гендерной справедливости!

Факты ужасают. В 2020 году в результате домашнего насилия в Кыргызстане умерла 21 женщина. В прошлом году правоохранительные органы страны начали досудебные производства по 9 тысячам 800 преступлениям в отношении женщин. 

Сегодня многочисленные публикации в СМИ и соцсетях перечисляют статданные, свидетельствующие о том, что в Кыргызстане сохраняются патриархальные устои, принижающие женщину, и неравенство среди мужчин и женщин и в доступе к ресурсам, и в возможностях реализации своих способностей, в получении образования и так далее и так далее.

Проблем не счесть, примеров не пересказать. А вот  как создать среду, в которой все граждане живут без насилия и пагубных практик?  Рассмотрим примеры, достойные подражания.

Пример № 1.

Гендерные аспекты будут интегрированы в систему высшего образования. Начали с юриспруденции

Декан юридического факультета Кыргызского Национального Университета им. Ж.Баласагына Кынатбек Сманалиев убежден: «Мы должны приложить усилия к совместной разработке учебно-методического пособия и интегрировать ценности гендерной справедливости в учебный процесс. Это позволит донести до студентов, что насилие и пытки не приемлемы и нарушают конституционные права граждан».

Гендерные модули уже внедряются в учебный процесс

Надо внедрить  гендерные модули для будущих юристов и госслужащих Об этом задумалась группа педагогов 4-х государственных ВУЗов Кыргызской Республики:

1)Кыргызского Государственного Юридического Университета;

2)Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына;

3) Ошского Государственного Университета;

4)Академия Государственного Управления при Президенте КР имени Ж.   Абдрахманова

Составители таких модулей  не только интегрировали вопросы гендерного равенства и предупреждения гендерного насилия в учебные модули юридических факультетов в четырех пилотных университетах, но  также подготовили по две темы на лекции и семинары для студентов. Так,

  • ОшГУ включила особенности допроса пострадавших от насилия в предмет “Следственные действия”.
  • АГУПКР разработала лекционное занятие на тему “Международное и национальное законодательство в сфере гендерной политики” для магистрантов.
  • КНУ в рамках темы «Преступления против уклада семейных отношений и интересов детей» проанализировал статью «Похищение лица с целью вступления в брак».
  • КГЮА разработала план урока на тему: «Семейное насилие: психологические и правовые аспекты». Целью является формирование у студентов нулевой терпимости к случаям семейного насилия и использование полученных знаний в профессиональной деятельности.

Содержание лекций и семинаров по каждой из этих тем представители ВУЗов  обсудили с юристами и только после этого  начали работать над процессом интеграции гендерных элементов в процесс обучения.

Идет процесс обучения преподавателей юридических факультетов. фото www

Заведующая кафедрой криминалистики и судебных экспертиз КГЮА Назира Сопубекова рассказала, что доверить эту сложную и ответственную работу было поручено 11-ти педагогам.  «Это суперпрофессиональный тренерский состав,- сообщила она,-  Все они  прошли практическое обучение вопросам гендерного равенства по системе GALS ( от англ. Gender Action Learning System)  в рамках Совместной инициативы ЕС-ООН «Луч света» ПРООН и ОФ «Образование для развития сообществ».

Сам процесс повышения «гендерной» квалификации преподавателей ВУЗов проходил в два этапа. Лекторами были компетентные гендерные специалисты Римма Султанова и Мырзаш Шабданбекова.

Преподаватель  КНУ Бермет Кабаева отметила важность такого обучения для преподавателей: “Оно направлено на повышение гендерной чувствительности преподавателей ВУЗов и формирование у них основанных на гендерном равенстве ценностных установок и моделей поведения. Надеюсь, что это получит дальнейшее развитие и найдет отклик в сердцах наших студентов».

По мнению остальных участников, они после обучения инструментам ГАЛС смогли пересмотреть свои подходы и методы обучения и разработали  гендерный модуль по дисциплине “Уголовное право”.  

Справочно.  В январе 2020 года в партнерстве с Правительством Кыргызской Республики ЕС и ООН запустили многолетнюю страновую программу в рамках глобальной Инициативы “Луч света” (SpotlightInitiative) по искоренению всех форм насилия в отношении женщин и девочек. Программа реализуется пятью агентствами ООН (ООН-Женщины, ЮНФПА, ПРООН, ЮНИСЕФ и УНП ООН) под общим руководством Постоянного Координатора ООН в КР и включает комплекс интегрированных мер в области политики и законодательства, укрепления институтов, предотвращения насилия, предоставления услуг пострадавшим от насилия, сбора качественных данных и поддержки женского движения и гражданского общества.

Инициатива “Луч света” в действии! фото www

«Это первый подобного рода опыт комплексного внедрения гендерных аспектов в систему высшего образования КР, — сказала координатор проекта «Луч света»  Нурай Мамытова, — Данная методика была ранее успешно апробирована в Кыргызстане и уже показала свои действенные результаты изменения отношения и восприятия к проблеме гендерного насилия и неравенства. Наряду с изучением гендерно-чувствительного подхода, преподаватели предоставили свои учебные программы для проведения антидискриминационной и гендерной экспертизы с целью продвижения равенства прав и возможностей мужчин и женщин в КР».

Эксперты считают, что для обеспечения устойчивости результатов важно работать на ценностном уровне, меняя личное отношение и восприятие преподавателей к проблеме гендерного насилия. Только тогда в последующем они станут активными агентами изменений по продвижению повестки гендерного равенства в образовательной экосистеме.

Пример №2. Узнал сам – обучи других!

Региональные НПО из разных регионов Кыргызстана при поддержке Инициативы ЕС-ООН «Луч света»  и Ассоциации “Центр Гендерной Информации” обучились сами и теперь интегрируют знания по  вопросу харассмента, противодействию насилию и домогательствам в сфере т руда в свои мероприятия.

40 членов сети KyWRAW  (Сеть организаций гражданского сектора по мониторингу и продвижению политических и экономических прав женщин в Кыргызской Республике) по итогам обучения разработали  единый план действий по информированию общественности о проблеме харассмента и подписали Меморандумы о сотрудничестве. В сеть входят правозащитные неправительственные организации по всему Кыргызстану

По словам участницы тренинга и руководителя ОФ «ДИА»  Авазкан Ормоновой, недостаточно только  издавать законы, необходимо работать и с населением, которое должно признать проблему домогательств и найти пути ее решения. А у членов сети как раз уже есть потенциал и опыт практики общественного давления по разным вопросам. В сеть входят правозащитные неправительственные организации по всему Кыргызстану Работу мы начинаем с тех структур, которые первыми должны, как звено системы, отвечать и реагировать на факты сексуальных домогательств. Это правоохранительные органы, СМИ, сектор здравоохранения и образования. Цель наших мероприятий — объединение усилий женского движения по информированию широкой общественности о негативных последствиях насилия и домогательств на рабочем месте и необходимости регулирования этих вопросов на законодательном уровне.

Важно информировать широкую общественность о гендерных проблемах

Тренер Анара Ниязова говорит: «Очень важно, что внимание членов сети фокусируется не только на семейном насилии, но и на других формах насилия, которые не так хорошо освещаются у нас в общественном и публичном пространствах. Также у нас будет ресурсная площадка, где они смогут оттачивать эти адвокационные и лоббистские интервенции».

Пример № 3. Цифровизация на страже: придумать и использовать IT — технологии против гендерной несправедливости.

Вот так «рождаются» цифровые «гендерные» технологии

Например, марафон идей «Цифровые технологии против насилия» показал себя как эффективный инструмент для:

  • помощи и поддержки пережившим насилие;
  • реализации образовательных проектов;
  • развития сообществ;
  • социальных исследований и мониторинга.

Марафоны идей в принципе не существуют без привязки к действительности и актуальным потребностям: так что многие решения, найденные в ходе таких необычных марафонов, находят применение в жизни. 835 заявок из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана поступило организаторам. 73 команды, в том числе со смешанным составом, объединившие молодежь из нескольких стран Центральной Азии в течение 48-ми часов искали и затем представляли  идею цифровой технологии (например, мобильного приложения или веб-сервиса), которая поможет работать с проблемой гендерного насилия: помогать пострадавшим, развивать безопасное городское пространство и даже предотвращать преступления. За 48 часов было загружено 58 решений, 23 идеи дошли до финала.

Команды соревновались в 3-х треках:

Трек 1: Предупреждение насилия

Это воздействие на его причины: например, работа с дискриминирующими стереотипами о роли мужчин и женщин в частной и общественной жизни.  Предотвращать случаи насилия помогают приложения для оповещения близких об опасной ситуации. Другой пример — разработка интерактивных сайтов, предоставляющие безопасное пространство для обсуждения чувствительных вопросов.  Победитель: команда Кыздар+1 (Кыргызстан)за создание  мобильное приложения «Лучший папа». 

 «Мы выбрали мужчин как ключевых пользователей нашего приложения, решив сделать упор не на насилии, а на образе счастливой семьи, где отец принимает участие в воспитании детей и разделяет обязанности по дому», — говорит Акылай Тазабекова, представительница команды Кыздар +1.

Трек 2: Помощь пережившим насилие

Этот ресурс предоставляет важные контакты, алгоритмы действий, руководство в составлении заявлений; советы специалистов, готовых  предоставить  медицинские, социальные, юридические услуги и морально-психологическую поддержку. Трек информирует, как получить временное убежище, если женщина находится в опасной ситуации.  Победитель: команда NBS (Казахстан)за создание микросервиса Vmeste.

На волне цифровизации фото www

Трек 3: Сбор и визуализация данных о насилии

Эти данныепринципиально важный инструмент для анализа проблемы и выявения факторов риска, спрогнозировать потребность в специализированных социальных услугах для жертв насилия;  разработать меры гендерно-ориентированной политики и оценить их  результативность. Победитель: команда Ctrl Alt Del (Казахстан), разработавшая веб-сервис, который распознает буллинг и формирует базу данных и формирует рейтинг школ по уровню насилия в сети. В Казахстане каждый пятый школьник —  жертва кибербуллинга, сообщили разработчики. 

Несколько проектов были отмечены в специальных номинациях — за техническую реализацию, креативную презентацию и оригинальную идею. Для оценки представленных решений эксперты использовали несколько ключевых критериев:

А) наличие конечного пользователя; 

Б) жизнеспособность решения / продукта;

В) как продукт учитывает интересы и потребности целевой аудитории;

Г) чем решение/продукт отличается от существующих;

Д) технологичность решения;

Е) план дальнейшего развития концепции;

Ж) качество презентации решения/продукта.

Пример№4. Работа гендерных экспертов в тандеме с кыргызскоязычными  СМИ

Здесь следует отметить инициативу Бишкекской Феминистической Инициативы и медиа-портала «Супер-Инфо» по подготовке 35-ти статей для Википедии по вопросам гендера при поддержке ПРООН.

газета «Супер-Инфо» — фото www

Журналист Гулайым Айылчы отмечает большой спрос на достоверную и гендерно-чувствительную информацию именно на кыргызском языке: «Более высокий уровень гендерной осведомленности улучшит взаимопонимание между женщинами и мужчинами и поможет развить навыки, необходимые для социальных изменений и разрушения гендерных стереотипов. Но нужно гораздо больше».

Поэтому не стоит останавливаться на достигнутом, надо и другие СМИ подключать к этой работе, чтобы общество хорошо понимало положение женщин в Кыргызстане как на национальном, так и на местном уровнях и о вопросах, стоящих перед Кыргызстаном на пути к равноправному обществу.

«Освещение важных вопросов развития прав женщин и девочек открывает возможности для дальнейшего соблюдения равенства и прав человека,- говорит менеджер «Супер-Инфо»  Наргиза Умотова,- Одновременно и журналисты стали использовать гендерно-чувствительный  язык в своих публикациях. Этим примером мы хотим вдохновить наших коллег-журналистов из других СМИ больше писать на гендерную тематику».

Пример № 5 Проведение информационных кампаний в соцсетях

Так как соцсети набирают обороты в качестве широко используемых источников информации, то игнорировать их для осведомления общественности было бы непростительным.

В век цифровых технологий соцсети- важная площадка для информирования о проблемах гендера

Хороший пример подала ПРООН в рамках Инициативы «Луч света», запустив  информационную кампанию о положениях нового Уголовного кодекса, Кодекса о правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса, касающихся сексуального и гендерного насилия. Цель кампании – повысить осведомленность общественности о новых нормах, а также обратить внимание ключевых лиц, принимающих решения, на их основные недостатки.

Так, экспертами по правовым вопросам Ириной Летовой и Асланом Кульбаевым был сделан юридический анализ статьи ««Похищение лица с целью вступления в брак»,.

Или — в рамках кампании подготовлена серия информационных карточек по разъяснению новых норм статьи «Двоеженство или многоженство». В Кыргызстане точной статистики по этому вопросу нет.  Эксперты разъяснили, что, согласно статье 176 УК, двоеженство или многоженство наказывается общественными или исправительными работами, или штрафом от 50 тысяч до 100 тысяч сомов. Пользователи соцсетей узнали, что уголовное преследование по 176 статье может начаться только по заявлению потерпевшей. Если нет заявления от потерпевшей,  нет и уголовного дела.

Соцсети сегодня -важный источник информации для кыргызстанцев!

Огромный резонанс вызвала еще одна серия информационных карточек по разъяснению новых норм статьи «Изнасилование». По данным Национального статистического комитета, в 2021 году зафиксировано 3034 факта насилия в отношении детей, около 500 из них — сексуального характера. УК Статья 154 гласит, что изнасилование наказывается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. А если жертвой стал ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет, то срок увеличивается до  15-ти  лет либо для насильника предусмотрено пожизненное лишение свободы.

Правозащитники в соцсетях отмечают, что жертвы часто не хотят рассказывать открыто свои истории или писать заявление, и предупреждают о том, что дела возбуждаются только по заявлению потерпевшего.

Вывод: Такие примеры — серьезный шаг к актуализации гендерного вопроса и образовательной системы в республике.

Права на образование должны быть равны для всех!

Когда в стране много людей социально уязвимых и большинство из них — женщины и дети, роль системы образования крайне важна для улучшения качества жизни и социально-экономической и политической обстановки. В образовании заложен огромный потенциал для улучшения жизни людей, доказывают исследования Агентства Социальных Технологий.

Эксперты усматривают прямую связь между наличием гендерного равенства и устойчивым развитием, указывая, что гендерная проблема — это проблема развития. А развитие зависит от качества образования, которое, во-1х, ответственно  за трансляцию стереотипов, а во-2х, имеет возможность переориентировать сознание, воспользовавшись вновь конструируемыми образцами и моделями гендерных взаимоотношений.

Директор АСТ Зульфия Кочорбаева, говоря о взаимосвязи гендера и  образования,  отмечает, что женщины в нашем обществе  в целом более образованы, чем мужчины: и в школе, и в ВУЗе представители женского пола лучше учатся, получают более высокие отметки, в том числе по математике, физике, химии, черчению и другим предметам, традиционно  считающимися «мужскими направлениями». Но, по ее словам, как это ни парадоксально, весь этот потенциал в дальнейшем не реализуется или реализуется только частично.  

Нередко потенциал женщин не реализуется или реализуется частично

Исследования АСТ показали, что сегодня в ВУЗы поступают намного меньше девочек, чем мальчиков. Часто это происходит по вине родителей, решающих, что дочери важнее выйти замуж и родить детей, а сыну — найти достойную работу, — продолжает З. Кочорбаева,-  Вот отсюда и разница, которую мы видим на рынке труда между мужчинами и женщинами. Или другой  пример: государство тратит намного больше средств на обучение мужчин, нежели женщин, хотя сегодняшняя тенденция такова, что неуклонно растет число женщин, желающих поступить в СПУЗы. Постепенно гендерные процессы происходят в направлении сокращения социальной дистанции между мужчинами и женщинами».

Сложно переоценить роль гендерных аспектов образования в устойчивом развитии общества. Чем выше уровень образования матери — тем выше и уровень развитии ее ребенка, а впоследствии —  активного гражданина  страны. Кандидат юридических наук Надежда Пригода говорит о том, что посещение детьми всевозможных обучающих программ кореллируется уровнем образования матери: дети матерей с высшим образованием почти в 2 раза чаще  посещают такие программы по сравнению с матерями, имеющими основное общее образование.

Специалисты говорят о важности включения  гендерных  задач и индикаторов в среднесрочные планы действий МОН КР; необходимости периодически делать гендерный анализ школьных учебников, модернизировать учебные модули  повышения квалификации учителей с учетом гендерных аспектов педагогики, также введения  в вариативную часть учебных планов ВУЗов формирование гендерной компетенции и т.д. Цель этой работы — формирование современных гендерных моделей самосознания и типов поведения.

Образование -ключ к решению многих социальных проблем

Пол и социум, тесно переплетаясь, формируют гендерные особенности каждого из нас. И чем больше будет образованных людей в обществе, как мужчин, так и женщин, тем сильнее будут нивелироваться этнические и религиозные различия, люди станут толерантнее.

текст и фото : Ирина Байрамукова

Также есть фото из Интернета

0

Related Posts

Оставить комментарий