Экологическая ситуация не только год от года, но уже и день ото дня только ухудшается. По мнению экспертов- экологов, это происходит из-за следующих факторов:
- Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации население предпочитает использовать личный транспорт в городе, что приводит к увеличению автомобилей и выхлопных газов в городе.
- Состояние общественного транспорта, к сожалению, не улучшается.
- Отсутствие катализаторов в автомобилях. К сожалению, до сих пор не контролируется продажа и скупка катализаторов, что приводит к прямому выбросу вредных и опасных веществ в атмосферный воздух.
- Низкое качество бензина (Евро-2-3). Чем хуже качество бензина, тем больше токсичных веществ образуется при сгорании, что наносит вред не только окружающей среде, но и топливной и выхлопной системе автомобиля, а также жизни и здоровью людей.
- 5)Также не ведется контроль за качеством завозимых нефтепродуктов.
- Низкое качество продаваемого населению угля. В связи с экономическими трудностями местное население и в будущем не будет иметь возможности для покупки более качественного угля.
- Хаотичная политика застройки города. Это привело к ухудшению продуваемости города и увеличению концентраций вредных веществ внутри города.
- Массовая вырубка деревьев и кустарников.
- Разрушение ирригационной системы в стране.
- Отсутствие в стране политики управления ТБО
И многих других.
Недавно Постановлением Правительства КР установлены лимиты по использованию электроэнергией. Эксперты опасаются, что запрет Правительства КР на отопление электроэнергией приведет к увеличению потребления угля, а также к использованию резины, мусора и др. для целей отопления. Это еще больше усугубит проблемы
ОО “Мувгрин”, Инициатива “Пешком”, ОФ “Инициатива Арча” и ОФ “Городские инициативы”, Гражданская инициатива #МэрБишкекаПотуши для обсуждения имеющихся экологических проблем 7 июля 2021г организовали встречу с кандидатами в Бишкекский Городской Кенеш, чтобы озвучить там вопиющую ситуацию.
Организаторы презентовали собравшимся свои предложения по комплексным мерам развития городской среды, которая должна быть благоприятной для жизни всех граждан и гостей столицы.
Рада Валентина кызы (Гражданская инициатива Peshcom) рассказала о городской мобильности и о том, как можно победить пробки в Бишкеке. Дмитрий Ветошкин (ОФ “Инициатива Арча”) представил программу комплексного озеленения и рассказал о роли зеленых насаждений. Борубаева Бермет (Гражданская инициатива #МэрБишкекаПотуши) ознакомила кандидатов в депутаты ЖК с комплексным управлением твердыми бытовыми отходами через мусорные кластеры.
Встреча завершилась предложением заключить экологическую хартию для улучшения ситуации в Бишкеке. Некоторые кандидаты уже на встрече подписались под Хартией!
Справочно. Вот текст Хартии
Экологическая хартия
Настоящая Экологическая хартия (далее — Хартия) согласована и подписана с партиями, участвующими в выборы в Бишкекский городской кенеш (БГК) 11.07.2021, заинтересованными в скорейшем решении вопросов обеспечения экологической безопасности в г. Бишкек;
Настоящая Хартия подкреплена действующим Планом Правительства “План комплексных мер по улучшению экологической ситуации в городе Бишкек и Сокулукском, Аламудунском районах Чуйской области на 2021-2023 годы”;
Настоящая хартия обеспечивается механизмами гражданского участия, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики, Постановлением Бишкекского городского кенеша “О Регламенте Бишкекского городского кенеша” от 28 декабря 2021 №2 и Постановлением мэрии города Бишкек, от 30 декабря 2020 года № 145 “Об экологическом совете при мэрии города Бишкек”.
1. ЦЕЛЬ
Обеспечить здоровое, комфортное и экологически безопасное проживание жителей в столице, через построение совместно с гражданским обществом устойчивой социально-экономической системы города Бишкек, которая опирается на приоритеты норм экологической безопасности с учетом баланса интересов всех социальных групп, проживающих в столице.
2. ПРИНЦИПЫ
Стороны, в лице представителей политических партий, намерены приоритизировать вопросы улучшения городской среды Бишкека в повестке работы в БГК и/или вне ее, опираясь на нижеследующие принципы принятия управленческих решений:
— Экологический приоритет. Управленческие решения городской политики должны соответствовать положению основного закона КР, где каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду и имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования. В городской политике должны учитываться не только риски на здоровье и качество жизни горожан здесь и сейчас, но осуществляться политика устойчивого долгосрочного развития с учетом местных, региональных и глобальных рисков и вызовов, таких как аномальное изменение температур, дефицит питьевой и поливной воды, энергетический кризис и др.
— Достоверность. Принятие решений базируется на основании достоверных открытых данных и их анализе квалифицированными специалистами.
— Профессионализм. Управленческие решения принимаются с учетом мнения специалистов в профильном направлении и независимых экспертов.
— Баланс. При принятии решения учитываются интересы заинтересованных групп через механизмы общественного участия с максимальной вовлеченностью различных социальных групп.
— Вовлеченность. Все заинтересованные стороны имеют право на принятие участия в выработке управленческого решения с обеспечением открытого доступа к общественным слушаниям как одной из форм реализации прав общественности на участие в процессе принятия управленческих решений.
— Прозрачность решений и открытый городской бюджет. Все управленческие решения обсуждаются и принимаются открыто и в соответствии с положениями об общественных слушаниях и законам о наблюдательных советах. Эффективно планировать и реализовывать городской бюджет, учитывая потребности различных социальных групп, через предоставление общественности открытого бюджета города с постатейным учетом доходов и расходов в доступном цифровом формате.
3. МЕХАНИЗМ
Основным механизмом взаимодействия в вопросах развития городской среды являются сессии Бишкекского городского кенеша, которые по закону должны быть открыты для общественности и каждый гражданин имеет право присутствовать на них в рамках регламента.
М ежду сессиями БГК рабочей площадкой служит ранее созданный «Экологический совет при мэрии г.Бишкек» для совместного обсуждения с органами исполнительной власти текущих вопросов, где создаются, работают, представляют свои отчеты и рекомендации рабочие группы, учитывающие интересы всех заинтересованных слоев населения.
4. ПРИОРИТЕТЫ
Представители политических партий ставят приоритетом жизнь и здоровье горожан, обеспечение экологически безопасной городской среды, через реализацию экологических стратегий, планов, соблюдение законодательства Кыргызской Республики и ратифицированных КР международных соглашений.
На всех уровнях принятия решений и управления, здоровье человека должно стать основной ценностью, в том числе обеспечение безопасности здоровья для рабочих городских служб в соответствии с трудовым кодексом КР и с учетом современных методов организации безопасности труда.
Основными экологическими приоритетами для реализации городской политики на период 2021-2025 гг. партии руководствуются нижеследующими позициями:
1. Чистый и безопасный городской воздух:
● Обеспечить и контролировать реализацию мер, прописанных в Правительственном Плане по улучшению экологической ситуации в Бишкеке до 2023 года, а также в других документах по планированию городской среды, направленных на улучшение качества воздуха в столице.
● Обеспечить возможность горожанам иметь достоверную и актуальную информацию о качестве воздуха, через внедрение механизмов мониторинга, в том числе общественного, и предоставления данной информации населению с рекомендациями по сохранению здоровья совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и КыргызГидромета.
2.Зеленый город и комфортный микроклимат столицы:
● Обеспечить равномерное озеленение столицы, через инициирование разработки перспективного плана озеленения г.Бишкек с закреплением границ парков и земель под резерв озеленения;
● Пересмотреть правила благоустройства г.Бишкек, инструкции и ставки по уходу за зелеными насаждениями с учетом их комплексного сохранения и развития.
● Обеспечить городские территории качественным посадочным материалом, через разработку механизмов государственного заказа для лесхозов, государственных и частных питомников по выращиванию посадочного материала;
● Разработать соответствующие НПА, обеспечивающие защиту и охрану зеленых насаждений и их особый статус в обеспечении благоприятной городской среды;
● Способствовать созданию постоянно действующего профильного комитета по озеленению города Бишкек, состоящего из представителей мэрии и руководителей муниципальных служб, независимых экспертов, ученых, для принятия комплексных и согласованных решений по сохранению и развитию зеленых территорий столицы.
3. Чистый город без отходов:
● Предотвратить сбор и сваливание смешанного городского мусора, в том числе токсичного и опасного, через разработку механизмов и политики управления бытовыми отходами на основе современных методов его разделения и переработки и внедрению действенных механизмов управления опасными отходами, их безопасного хранения и возможной утилизации в том числе электронных, медицинских, сельскохозяйственных;
● Взять под особый контроль решение вопроса по рекультивации и тушению городского мусорного полигона и предотвращение его повторного возгорания;
4. Городская мобильность и комфортные общественные пространства:
● Обеспечить безопасное и комфортное передвижение всех групп горожан по территории города, через разработку современных подходов городской мобильности с обеспечением приоритетного развития для общественного экологически чистого транспорта, пешеходной инфраструктуры, велодорожек и безбарьерной среды для маломобильных горожан;
● Развивать общественные пространства через благоустройство городских и общественных территорий с учетом всех социальных групп, проживающих в столице.
5. Гармонично развивающаяся столица:
● Гармонично развивать городскую среду через разработку проектов застройки и землепользования и их контроль с учетом совместимости с окружающей природной средой и согласно экологическим стандартам строительства.
● Плановое обновление городских коммуникаций и обеспечение необходимой инфраструктурой новых жилых массивов города с доступом к чистой воде, коммуникациям, социально-культурным объектам.
● Принятие нормативно-правовых актов градостроительной документации в полном соответствии с экологическими стандартами и принципами энергоэффективности и энергосбережения, предоставление их общественности в открытом доступе (Генеральный план города, ПДП, ПЗЗ). Публикация информации по строящимся объектам в электронном формате на открытых ресурсах для получения обратной связи от различных социальных групп населения.
Экологическая хартия подписана представителем политической партии, ознакомленным с рекомендациями специалистов по городскому развитию организаций гражданского общества ОО “МувГрин”, Инициатива “Пешком”, ОФ “Инициатива Арча” и ОФ “Городские инициативы”, Гражданская инициатива #МэрБишкекаПотуши.
Текст и фото: Ирина Байрамукова