Трудовая миграция должна быть безопасной!
Всем знакома житейская истина: рыба ищет где глубже, человек – где лучше. Лучше условия для жизни, работы, будущего своих детей. Сегодня эта поговорка применима к большинству кыргызстанских семей: из-за безвыходного положения, невозможности трудоустройства на родине самые трудоспособные члены уезжают работать в другие страны в надежде поддержать свою семью, отправив денежные переводы домой.
КР — страна трудовых мигрантов
К сожалению, имеют место случаи дискриминации на трудовом рынке, обмана со стороныработодателей и даже попадания к ним в рабство.
По словам директора Ресурсного центра для пожилых Светланы Баштовенко, раз трудовая миграция выгодна властям страны, те обязаны, в свою очередь, позаботиться о своих гражданах, которые отправляются или уже отправились на заработки на чужбину.
«Своим трудом трудящиеся-мигранты содействуют росту и развитию экономики в странах, где они работают по найму. Выигрывают и страны происхождения, поскольку трудящиеся-мигранты направляют туда денежные переводы. Тем не менее процесс миграции ставит сложные проблемы. В отношении многих трудящихся-мигрантов, особенно низкоквалифицированных рабочих, совершаются серьезные злоупотребления и осуществляется эксплуатация», — говорится в публикации «Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы».
Чтобы этого не случилось, надо уже перед отъездом понимать свои права и возможные риски.
«Горячая линия»
В мае 2006 года на основании 3-стороннего договора между Международной организации по миграции, Министерством труда занятости и миграции КР и неправительственными организациями была создана «Горячая линия 189» по борьбе с торговлей людьми.
До 2013 года она действовала в городах Бишкек, Ош, и всех областных центрах Кыргызстана, то есть охватывала всю страну и имела единый номер дозвона со стационарного телефона по номеру 189.
В 2013 году при содействии Государственного агентства связи при ПКР КР, МОМ и сотовых операторов КР, «Горячая линия 189» была преобразована в национальный колл-центр 08000 000189. До 2020 года «Горячую линию 189» поддерживала МОМ, а с 2021 года — проект USAID «Безопасная миграция в Центральной Азии».
Кубандык Акматбеков, директор Информационно-консультативного центра Департамента внешней миграции при МИД КР, только за последние 6 месяцев на «ГЛ» позвонили 5393 человека. 3572 обратившихся за помощью были в возрасте 26-40 лет, 834 человека – в возрасте 18-25 лет и 908 человек в возрасте 41-55 лет. Всех их интересовали ответы на три группы вопросов: о «Черном списке»- 61%, о порядке выезда за границу с целью трудоустройства — 26% и правилах пребывания за рубежом – 13%.
Если разделить звонки по принадлежности к полу, то 83%т звонков исходило от мужчин.
«Если обратившийся обнаружил свою фамилию в «Черном списке», он может тут же получить бесплатную консультацию юриста. На «ГЛ» работают 2 оператора, также можно позвонить на WhatsApp. Правда, предоставить звонившему информацию о причинах внесения его в этот список и сроках внесения, а также сроках вывода из него наши юристы не смогут, так как информация эта доступна только российским правоохранительным органам»,- пояснил Кубандык Акматбеков.
Интерактивный вебсайт ИКЦ
Теперь улучшилась оперативность предоставления информации для трудовых мигрантов, стали доступны новые функции и услуги в режиме онлайн.
2 июля 2021 года состоялась презентация обновленного вебсайта www.migrant.kg в рамках проекта ОО «РЦП» «Усиление взаимодействия мигрантов, уполномоченных государственных органов и общественных организаций для оказания необходимых услуг мигрантам КР» в партнерстве с Информационно-консультационным центром (ИКЦ) Департамента внешней миграции при МИД КР при поддержке проекта USAID «Безопасная миграция в Центральной Азии», реализуемого Winrock International.
Менеджер проекта ОО «РЦП» Асель Юсупова рассказала, что данный интерактивный вебсайт ИКЦ позволяет гражданам:
- в онлайн режиме проверить свои личные данные в списке лиц, въезд которым запрещен на территорию Российской Федерации(«черный список»);
- связаться с операторами онлайн портала ИКЦ с любой точки мира для получения необходимой консультации по вопросам безопасной миграции и помощи при возникновении ситуаций, связанных с торговлей людьми через все доступные каналы, как WhatsApp, Telegram, онлайн чат, телефонная связь и другие мессенджеры;
- получить достоверную информацию о законной и безопасной миграции, включая информацию по частным агентствам занятости, имеющим разрешение на трудоустройство граждан за рубежом;
- получить доступ к обновляемой информации о порядке получения единовременной выплаты по расходам, связанным с доставкой в КР тел граждан, умерших за рубежом.
Данный вебсайт был разработан в целях создания удобной и простой в использовании онлайн платформы для поддержки мигрантов, находящихся в разных странах, а также для потенциальных мигрантов. Они могут на данном сайте получить актуальную информацию и консультации по вопросам миграции и также других оказываемых ИКЦ услугах. К ним относятся выплата расходов по репатриации тел граждан Кыргызской Республики, умерших за рубежом. Ежегодно за получением таких единовременных выплат обращаются порядка 300 граждан.
Сайт содействует также в трудоустройстве кыргызстанцев за рубежом. На сайте постоянно обновляется список частных агентств занятости, занимающихся маркетингом трудовых мигрантов. На сегодня там информация от 91 агентства, которые оказывают услуги по трудоустройству в 17-ти странах мира.
Уезжать нельзя оставаться
Да уж. Выбор кыргызстанцы пока вынуждены делать в пользу трудовой миграции, но не развития экономики в своей стране. Да и само руководство КР запланировало еще сильнее расширить географию внешней миграции. Об этом говорится в проекте Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года.
В этих реалиях предоставление информационной консультации поможет свести до минимума риск попасть в руки торговцев людьми, мошенников и разные сложные ситуации.
Светлана Баштовенко призывает людей, отправляющихся на заработки за рубеж, уже дома позаботиться о том, как в случае форс-мажора они смогут защищать свои права.
«В первую очередь необходимо знать соответствующие законы,- сказала Светлана Николаевна,- Например, если страна приема- РФ, то это должны быть: Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства, Закон о въезде и выезде из страны, Закон КР о внешней миграции, Договор ЕАЭС 2014 года, в котором говорится о социальной гарантии привилегиях и иммунитетах в союзе. А вообще следует обязательно ознакомиться с краткой инструкцией, которую эксперты разработали для кыргызстанцев, отправляющихся на работу в Россию. Каждому мигранту желательно иметь: заключенный трудовой договор, удостоверение личности, миграционную карту, трудовую книжку, страховое свидетельство, документ об образовании, полис ДМС (добровольное медицинское страхование), ИНН».
На страже безопасности
«ОО «РЦП» при поддержке проекта USAID «Безопасная миграция в Центральной Азии», реализуемого Winrock International, запустило юридические и психологические онлайн консультациив Telegram KyrgyzMigrant_bot для мигрантов из Кыргызстана,- сказала менеджер проекта Асель Юсупова,- Также было разработано приложение для трудящихся-мигрантов и членов их семей МигрАзия+, где можно узнать все законодательство в вопросах трудовой миграции».
А теперь и портал www.migrant.kg поможет трудовым мигрантам защитить себя от небезопасных и незаконных путей миграции.
«Безопасная миграция является нашей целью, и это важный шаг к этой цели»,- сказал директор отдела USAID по вопросам демократии и госуправления Ноэль Бауэр.
Ирина Байрамукова