Ремесленничество в нашей республике активно развивается, его темпы от масштабов малого и среднего бизнеса приближаются к крупному. К слову, Кыргызстан по праву может гордиться произведенной продукцией войлочных изделий для дома под брендом «Накта Designs».
От 40-ка до 100 мастериц в зависимости от сезона в самых отдаленных уголках страны зарабатывают на жизнь, производя по заказам компании «Nakta Designs» национальные войлочные ковры ручной работы. По кыргызски — шырдаки. Ремесленничество для них стало надежным источником как экономической стабильности, так и экологического выживания. Оно не только помогает сократить бедность, но стало способом бережно сохранять традиции предков кочевого кыргызского народа и соблюдать наказ аксакалов: «Сохрани и передай!»
«Удивительно: шерсть + вода+ мыло! Вот и все сырье для изготовления уникальных экологически чистых изделий, которые могут быть востребованы за границей! Самое главное- в Кыргызстане еще сохранилась народная технология их изготовления! Поэтому через кыргызские шырдаки мы сможем заявить миру о себе, о нашей уникальной культуре!»- так рассказывала автор проекта «Накта Designs» Алия Рахман о том, как ее осенила идея адаптировать национальный шырдак к современному дизайну и продавать его за хорошие деньги как эксклюзив! Тогда все эти сельчанки, владеющие ремеслом еще от мам и бабушек, смогут достойно зарабатывать и решать свои проблемы. Тогда и уровень бедности на селе снизится!
Мыслила Алия как бизнесмен, а точнее, как выпускница одной из лучших в мире Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка (Северная Каролина, США). И запустила свой проект при поддержке своих бывших сокурсников по бизнес-школе, восхитившихся самобытностью шырдака во время их путешествия по Кыргызстану. Путь к рентабельности оказался долог, партнеры не выдержали и забрали свои вложения, но главное было сделано — был дан старт созданию мастерской «Накта Designs».
«Сегодня наши шырдаки известны как в Кыргызстане, так и в США, Западной Европе, Казахстане. Именно так распределяются наши изделия: половина реализуется в стране, а половина- на вывоз, — говорит менеджер мастерской Айдай Асанбекова. Она отвечает за подготовку контрактов и логистику.- Конечно, в планах- расширить узнаваемость бренда и выйти на новые рынки, но главное- сохранить высокое качество изделий и улучшать дизайн!»
К сожалению, многие сельские мастерицы не обладают навыками дизайна, не отслеживают модные тенденции. Когда им этим заниматься? Дом, дети, скот, порой в селе-то и Интернета нет. Вот и изготавливают они пестрые декоративные изделия из войлока, которые служат верой и правдой для утепления дома. Но взыскательный покупатель ищет другое — оригинальность, возможность «вписать» такое изделие в интерьер, он подбирает определенную палитру. И, разумеется, всему этого кыргызстанских мастериц надо обучать.
«Вот и ездили мы по дальним селам, жили там и присматривались к тому, как изготавливались разные войлочные традиционные изделия. Лучших мастериц вовлекали в сотрудничество с нами, в обучение,- продолжает рассказывать Алия Рахман,- Но мало работать только с ремесленницами, надо было параллельно сосредоточиться на маркетинге и стандартизации, участвовать в различных международных выставках, находить выгодные заказы, привлекать дистрибьютеров. Наши женщины должны были зарабатывать!»
Повезло, что компании удалось в 2019 году подписать соглашение с USAID о реализации совместной программы на сумму $ 82 тысячи. Ее цель — обучение мастериц новейшим технологиям работы с войлоком, создание культурного центра «Шырдак» и продвижение продукции на международных рынках. Кстати, собственный вклад компании Nakta Designs составил более двух третей от суммы инвестиций. К настоящему времени компания создала 126 дополнительных рабочих мест и смогла увеличить продажи на $ 254,238.
Уже обучены 1025 женщин, которые смогут зарабатывать ремеслом. В среднем это 20 тысяч сом в месяц. Но хорошие мастерицы могут заработать и вдвое больше! На изготовление одного шырдака среднего размера 3х2 метра уходит шерсть шести баранов. Это ежедневный труд двух женщин в течение примерно полтора месяца. Средняя цена такого шырдака зависит от сложности дизайна и техники, минимально будет составлять $500.
Но в мастерской «Накта Designs» все чаще отходят от стандартных размеров и форм. Например, мастерица Ырыскуль Кельдибекова за 1,5 месяца изготовила ковер площадью 60 м2, сегодня он украшает Алма-Ату и радует посетителей Театра оперы и балета.
Ырыскуль Кельдибекова вспоминает, что изделие пришлось делать на улице, так как размеры не вписывались ни в одно помещение. Но теперь есть повод для гордости!
Эльмира Калмурзаева — очень известная не только в КР, но и за рубежом мастерица, которая привнесла в традиционность современные тенденции дизайна. Ее работы охотно раскупаются не только у нас в стране, но и за рубежом. «Важно не только изготовить качественно шырдак, важно понимать потребности потенциального покупателя. А для этого важно отслеживать тенденции в дизайне интерьеров, потому что мы позиционируем наши изделия именно в качестве предмета украшения дома, офиса, кафе и т.д.»,- говорит Эльмира.
В качестве примера можно заглянуть в кафе-ресторан, расположенный по соседству с мастерской. Там очень логично вписываются оригинальные шырдаки от «Nakta» в оформление помещений. Действительно, здесь древнее искусство кочевников получило новое интересное прочтение.
Алия Рахман очень благодарна поддержке USAID для возможности участия в выставке Ambiente во Франкфурте (Германия), которая проходила в феврале 2020 года. «Тогда про наши шырдаки написали в престижном журнале «Luxury Magazine», что привлекло дополнительное внимание представителей индустрии дизайна».
Сегодня «Накта Designs» сотрудничает с одним известным дизайнером из Казахстана. Пока что в Кыргызстане не удалось заключить контракт с дизайнерами подобного уровня. Поэтому компания продолжает вкладывать усилия как в стандартизацию качества и маркетинг, так и в поиски креативного дизайна. Кстати, сегодня уже в мастерской «Nakta» ремесленницы прекрасно передают на войлоке картины известных художников!
Хорошо, что сегодня в Кыргызстане в условиях ограниченности ресурсов заговорили о развитии креативных индустрий на основе нематериального культурного наследия. Стала актуализироваться креативная экономика, основанная на уникальности знаний, инновациях, информационных технологиях, и представляющая собой систему воспроизводства. Это экономика, в которой творчество и социально-культурный аспект становятся акселераторами роста экономических возможностей.
«Монетизируя традиционные знания и навыки, креативная индустрия способствуют сохранению культурного наследия и уменьшает зависимость национальной экономики от сектора горнодобывающей промышленности и денежных переводов мигрантов. Она также обеспечивает самоидентификацию государства в условиях глобализации», — говорит Динара Чочунбаева, эксперт по развитию ремесел.
Текст и фото: Ирина Байрамукова