Главная страница » Отходы. Гендерное измерение. Часть1.

Отходы. Гендерное измерение. Часть1.

от editor_irina
0 комметарий 27 просмотров

На протяжении многих веков за женщинами в Кыргызстане закреплялись определенные роли: рождение и воспитание ребенка, ведение домашнего хозяйства,  забота о муже,  стариках и больных членах семьи. Именно женщине приходилось и приходится часто сталкиваться с бытовым мусором, с отходами пищеприготовления, обрезками тканей и пряжи при изготовлении одежды для членов семьи и т.д. Таким образом, женщины оказались на передовой в сохранении окружающей среды в стране, что подтверждается многими историями, демонстрирующими приверженность и настойчивость женщин в улучшении экологической ситуации на местах.

История 1.

Нурзат Джумамудунова – учитель биологии  и химии в бишкекской  средней школе №71. Учитель, увлеченный не только своей профессией, но и желанием оздоровить окружающую нас среду от пищевых отходов. Это и отходы, которые образуются в результате переработки выращенных на приусадебных участках овощей и фруктов, и отходы после приготовления и приема пищи.

Это ее настойчивое желание усугубила нездоровой экологической обстановкой в жилмассиве «Ала-Тоо-3!, где проживает Нурзат. Аналогичная мусорная вакханалия наблюдается  практически  во всех жилмассивах, опоясывающих Бишкек.

«Моя основная цель — достичь изменения в поведении людей с целью обеспечения здоровой окружающей среды для них самих. Потому что люди часто просто безразличны ко всему, что вокруг них,-  сказала Нурзат Джумамудунова,- А так как лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, то я решила показать личный пример сбора и переработки пищевых отходов с своем домохозяйстве. А потом этот мой опыт передать своим ученикам. Ведь сегодня крайне важно обеспечить внедрение образования для устойчивого развития, которое  призвано помочь справляться с вызовами 21 века».

Для начала наша героиня повествования проследила морфологический состав отходов в г. Бишкек и вот что у нее получилось:

а) зимой…

б) летом

Как видим, 47-57% -это отходы пищевые, которые отправляются в мусорные бака, быстро перегнивают , образуют плесень, зловонную жижу, способствуют размножению крыс и прочих грызунов, распространяющих болезни мух и насекомых.

«Мы выбрасываем еду на свалку тогда, когда многие люди и животные голодают. И мы обязаны задумываться о том, какой ценой эта пища нам достается: сколько требуется энергии, какой углеродный и водный следы остается. Значит, каждому из нас надо срочно менять свое потребительское отношение к ресурсам. Я задалась вопросом: а как эти отходы уменьшить? – рассказывает Нурзат, —  В первую очередь, изменив потребление: сделав его более разумным и бережным. Сегодня люди покупают много скоропортящихся продуктов, часть из которых затем выбрасывают. Следующий шаг- я самостоятельно создала домашнюю мини-фабрику по производству удобрений из отходов с кухни. Модель такого контейнера, предназначенного для ферментации органических отходов, я нашла в Интернете.  И изготовила его из подручных материалов и старой нержавеющей емкости. При желании любой при помощи подручных средств сможет сделать такой аппарат «Контейнер -Компостер» у себя дома.

Сегодня Нурзат- эковолонтер в своей школе. Она обучает школьников компостированию органических отходов, рассказывает о том, как начать компостировать отходы в школе, дома, в ВУЗах.

«Сегодня эти органические отходы не поступают на свалку, как могло бы быть, а превращаются в ценное удобрение, которое я дома использую для собственного огорода и цветочных клумб. А вот у моих соседей пищевые отходы собираются машинами «Тазалыка» и прямиком отправляются отправляются на мусорную свалку.

Сегодня важно информировать молодежь, а также их родителей важности переработки мусора, его сортировке уже дома и сдаче ценного вторсырья на переработку. Тем самым уменьшая нагрузку на мусорный полигон! Нурзат уже нашла сторонников среди своих соседей и жителей других новостроек, но вот пока что в своей школе только ученики и всего одна учительница Венера Сахматова стала ее единомышленницей! Значит, просветительскую работу надо продолжать, уверена Нурзат Джумамудунова!

Также она обучает жителей новостроек как начать компостировать у себя на участке. «Копаете яму длиной 80 см, шириной 50 см и глубиной 1,5 м. В яму кладете все пищевые отходы, кроме мяса и семян. В течение 6 месяцев сохраняете влагу и перемешиваете. Соотношение материалов, используемых при компостировании, важно. Например, если сухое вещество смешано с 75% растительных отходов и 25% навоза, соотношение углерода и азота в компосте будет оптимальным и процесс разложения будет хорошим,- рассказывает Нурзат. -В теплое время года (весна-лето)  компост следует размещать в тенистом водонепроницаемом месте земельного участка». Вот как выглядит компостная яма.

До того, как Нурзат занялась эко волонтерством, в новостройках стало меньше сжигаться осенней листвы. Это потому, что активистка рассказывает и показывает всем, как можно компостировать листья во дворе по методу «Кучевание». Теперь жители новостроек весной, летом и осенью собирают всю траву в саду и на улице в кучу, часто ее поливают, а через год трава загнивает и мы получаем подкормку для растений. Дешево и полезно!»,- радуется Нурзат.

Она постоянно ищет новую информацию, экспериментирует и щедро делится своими результатами с другими. Скажем, нашла она японскую методику компостирования в х/б ткани внутри коробки под названием «Такакура». Освоила приготовление ферментирующей жидкости, сам процесс приготовления компоста и теперь распространяет данную технологию в школе и дома.

Вот и читатели тоже смогут этим способом воспользоваться.

«Для этого нам нужно приготовить  два раствора из: 1) из кефира, сахара, дрожжи, вода;  2) теплая вода, соль, дрожью, кожуры фруктов или овощей. Они должны простоять 5 дней, чтобы произошла реакция брожения.

В коробке делаем дырки и наполняем ее остатки мелконарезанных отходов (картошка, яблоки и т.д.). Туда мы наливаем забродившие растворы и перемешиваем. Потом оставляем на 5 дней, закрыв коробку при теплой комнатной температуре. Потом поливаем через каждые 5 дней. Результат в домашних условиях получим на 26-й день!»,- рассказывает учительница биологи и химии, которая опробовала данную технологию не только дома, но и в школе на радость ученикам. Стоит ли удивляться тому, с каким интересом они идут к ней на уроки, а потом выращивают цветы, внося в почву полученный биогумус! Вот какие цветы красуются на школьном подоконнике!

Идей и умений у Нурзат Джумамудуновой хоть отбавляй! Она и вермокомпостирование освоила. Жажда знать как можно больше и применить эти знания для переработки пищевых отходов в полезный продукт по праву делает ее лидером в школе, в своем сообществе.

Но самое главное- эти результаты показывают, что любая общественная кампания, нацеленная на повышение осведомленности о сокращении отходов или мерах по смягчению последствий изменения климата, должна иметь общую отправную точку: необходимо искать и находить единомышленников. Они будут не только слушать, но и действовать и мотивировать других следовать их примеру!

Текст и фото: Ирина Байрамукова

0

Related Posts

Оставить комментарий