Сегодня «EXPERT по Кыргызстану» беседует с молодой исследовательницей в области анализа цепочки добавленной стоимости в агросекторе Софиян Ушировой.
В фокусе ее исследования — экономически жизнеспособные цепочки добавленной стоимости с целью развития прибыльных источников дохода для 50 айылных аймаков Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. Выбор пал на тех женщин, которые занимаются агробизнесом в следующих сферах: птицеводство, выращивание яблок и пчеловодство.
«Исследование показало, что агробизнесы, управляемые женщинами и молодыми людьми, в Кыргызстане имеют сложности с ведением бизнеса, где одним из ключевых факторов является низкий уровень финансовой и бизнес грамотности«,- говорит Софиян Уширова. Вот перечень этих сложностей:
Нехватка денежных средств и хаотичность ведения бизнеса
Молодые бизнесмены и женщины сталкиваются с нехваткой денежных средств для того, чтобы расширить ассортимент бизнеса или же изменить характеристики продукта, как следствие это затрудняет возможности по расширению их доступа к рынку. Дополнительным фактором ограничения возможностей для бизнеса среди молодежи и женщин можно назвать то, что молодежь сталкивается с общим уровнем недоверия среди инвесторов из-за отсутствия опыта продаж. Молодые предприниматели сталкиваются с преградами в виде отсутствия опыта ведения бизнеса, финансовой неграмотностью, недостаточным количеством денег для создания бизнеса с должным качеством. На национальном уровне ответствуют планы поддержки молодых предпринимателей, многие акселерационные программы требуют иметь необходимую сумму оборота, которая также затрудняет участие молодых людей в подобных программах. Однако, наиболее проблематичным в ведении бизнеса можно назвать отсутствие плана и хаотичность выхода на рынок. Около 50% предпринимателей имели сложности с указанием количества продаж, сделанных за определенный промежуток времени, ссылаясь на сезонность своих заработков.
Каналы продаж
Основным каналом сбыта на текущий момент в 90% случаев являются социальные сети как вотсап группы, фейсбук, телеграмм группы и локальные точки сбыта такие как рынки, магазины. В целом необходимо отметить более высокую цифровую грамотность и стремление реализовать свою продукцию через онлайн инструменты вроде телеграмма и инстаграмм выше для молодых предпринимателей. Предприниматели более старшего поколения в основном опираются на вотсап группы, фейсбук или же на местные рынки для реализации своей продукции. Все предприниматели, участвовавшие в кейс стади реализуют продукцию на территории Кыргызстана
Экспортные требования
Все предпринимательницы сказали, что они в основном реализуют продукцию на внутреннем рынке. Данный факт частично влияет на возможности экспорта продукции, т.к. покупатели за рубежом требуют определенный объем, качество продукции и соответствие санитарным нормам. Кроме этого, для экспорта необходимо, чтобы мелкие бизнесы объединились и при этом имели общие стандарты качества для того, чтобы достичь требований по экспортной сертификации. Исследование показало, что некоторые производители частично объединяются, но дальнейшее объединение требует соблюдения общих стандартов для всех участников.
Сложности по доступу к рынку
Предприниматели в основном при сложностях в доступе на местный рынок указывали на перекупщиков, которые часто покупают продукцию по сниженной стоимости для последующей реализации на рынке. Однако, трое предпринимателей, участвовавших в кейс стади данного исследования, отметили особое качество своего продукта благодаря чему они смогли завоевать лояльность покупателей к своему бренду, а также начать прямые продажи без перекупщиков и повысить стоимость своей продукции.
В целом было выявлено, что большим потенциалом для выхода на рынок имеют социальные сети, которые упрощают коммуникацию и достижение покупателя предпринимателями. Кроме этого, потенциально улучшать бизнес могут улучшенная стратегия хранения и перевозки товаров, которые могли бы изменить сезонность продаж для фермеров, производящих скоропортящуюся продукцию.
Рекомендации
- Необходимо разработать на государственном уровне программы по обучению и информированию о процедурах сертификации и таможенных процедурах для выхода на внешние рынки.
- Для поставки на внутренний и внешний рынки качественной органической продукции агропредпринимателям не хватает информации о сертификации органической продукции.
- Рекомендуется поощрять участников делиться знаниями среди молодых предпринимателей в их сообществах.
Также исследовательница отметила важность создания ярмарок, онлайн площадок, специализированных магазинов в регионах (по типу Sebetkg, Ecomade идр.) для предпринимателей, где они могли бы представить свою продукцию и проекты. «Необходимо связывать бизнес с покупателями напрямую, т.к. на начальном этапе стартапы молодежи или же малые бизнесы имеют сложности с нахождением покупателей и могут обращаться к посредникам, которые покупают продукт дешевле, но так фермеры не дополучают прибыль, которую они могли бы пустить на развитие своего производства. Для предпринимателей, имеющих средние объемы производства, стоит предложить возможности объединения в кластеры для развития дальнейшего экспортного потенциала продукции»,- сказала Софиян Уширова.
Беседовала Ирина Байрамукова