«Лишь тот, кто странствует, открывает новые пути. Один день путешествия заменяет год жизни», — писал Николай Пржевальский.
Никто не спорит — путешествие в форме организованного или самодеятельного туризма может доставить немало удовольствия и при этом сочетает оздоровление, познание, общение как в пределах своей страны, так и за рубежом. Но одновременно туризм– составляющая часть большого бизнеса
По оценкам Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), каждый год в путешествие за границу отправляется около 700 млн человек. Кроме того, около 2,3 млрд человек проводят отпуск в своей стране. Доходы отрасли составляют в общей сложности более 1,5 трлн долларов в год. По данным той же UNWTO, «в среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает туризм, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает природные ресурсы планеты.
По подсчетам зарубежных экономистов, 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч долларов, или 17,5 долларов на человека каждый час. Это деньги на транспорт, отели или гостевые дома, рестораны или кафе, на сувениры и шоппинг, на услуги экскурсовода или гида, на аренду снаряжения и так далее. По сравнению с другими секторами экономики туризм оказывает наибольший эффект мультипликатора, оказывает прямое или косвенное влияние на 32 отрасли экономики, создаёт каждое 9-е рабочее место в мировом производстве».
Не остался от этой тенденции в стороне и Кыргызстан
Нам обещан туристический бум в ближайшие десятилетия. И именно из-за наших природных красот и сохранившихся уголков с ненарушенной экосистемой. Чиновники, политики всех рангов также заявляют, что туризм в нашей стране — приоритет социально-экономического развития: это значимый источник доходов, занятости, туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу.
По словам эксперта Кайрата Итибаева, таких отраслей свыше 30-ти, где задействованы более 100 тысяч человек по всему Кыргызстану. Сюда входят как юридические, так и физические лица, занимающиеся гостевыми домами, юрточными лагерями, изготовлением сувениров, организацией экскурсий и питания и т.д., то есть на деле более чем 10 тысяч субъектов вопреки официальной статистики, утверждающей о наличии у нас 2400 объектов турбизнеса.
Туристическая отрасль КР обладает огромным потенциалом для создания устойчивого развития муниципалитетов, создания новых рабочих мест за счет предпринимательства именно там, в сельской глубинке, где сегодня наблюдается высокий уровень безработицы и бедности. Основываясь на аспекте значимости туризма для обеспечения занятости сельского населения при условии сезонности сельскохозяйственного труда, можно смело считать турдеятельность для сельчан реальным выходом из сложной экономической ситуации. Развитие туризма снизит миграцию сельского населения в города либо вовсе за рубеж, одновременно поможет сохранить культурное наследие страны.
Туроператоры, путеводители, журналы, газеты, сайты обещают потенциальным туристам “незабываемое путешествие” в «стране Terra Incognita». Пока именно природа используется всеми участниками рынка в качестве «тяжелой артиллерии» во всех видах туррекламы о Кыргызстане. Логично- ее надо сохранять для нынешних и будущих поколений! Так не пора ли всерьез задуматься о сложном взаимодействии туротрасли с окружающей средой?
Связь прямо пропорциональная
Ни одна отрасль мировой экономики не зависит в такой степени от чистоты воды, пляжей, воздуха, и вообще от идеального состояния природы, как индустрия путешествий.
Но Кыргызстан к тому же является одной из самых уязвимых стран к изменению климата в регионе Центральной Азии, имеет невероятно хрупкую высокогорную экосистему, а в Постановлении Правительства КР записано, что 22% территории — биосферная. Таким образом, роль защиты окружающей среды и охраны природы как естественных союзников индустрии туризма возрастает в нашей стране многократно.
С этим согласны как ведущие экологи, так и руководители туристского бизнеса, убежденные, что туризм сможет развиваться лишь при рациональном использовании природных ресурсов. «Сегодня задача дальнейшего развития туризма формируется как сведение к минимуму его отрицательного воздействия на среду вокруг. Одновременно туризм будет использовать свой растущий потенциал в интересах охраны природы и окружающей среды на мировом уровне и создавать «благоприятный имидж» Кыргызстану в мире»,- говорит туроператор Владимир Комиссаров.
Доцент БФЭА М. Рыскулова расссказывает: «Хоть КР и небольшая с точки зрения занимаемой территории страна, но она входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты. Это обусловлено наибольшей концентрацией видового разнообразия флоры и фауны: на площади всего в 0,13% от мировой суши здесь встречается около 2% видов мировой форы и 3% мировой фауны».
Елена Неевина, преподаватель кафедры туризма БФЭА, добавила, что «биоразнообразие представляет не только эстетическую ценность — оно поддерживает нашу жизнь и нашу экономику. Оно является одним из основных элементов устойчивого развития и будущей зеленой экономики».
Оборотная сторона туризма
Развитие, связанное с туризмом, в отсутствии надлежащего планирования и управления, может вести к социально-экономическим проблемам и таким опасностям окружающей среды как эрозия почвы и потеря биологического разнообразия. Несмотря на заинтересованность в чистоте окружающей среды, индустрия туризма является крупным ресурсопотребителем и производителем отходов. Массовый туризм ведет к загрязнению окружающей среды: сбросу мусора и необработанных стоков в воды рек и морей, содержащим двуокись углерода и окись азота транспортным выбросам, а также к производству разных твердых отходов. Строительство же объектов и развитие инфраструктуры туристского назначения, отведение природных территорий под дороги и парковки, зоны рекреации также губительно влияют на экологию.
«Рай для туризма», «Дача для Бога», «Страна Санта-Клауса», «Страна горных лыж и зимнего отдыха», «Там, где ты еще не был», «Sky Way» — каких только эпитетов не давали Кыргызстану! Но все равно множество прекрасных уголков, не исключая заповедные зоны, уже существенно пострадали в результате притока туристов – «любителей природы». А это чревато пагубными последствиями для биоразнообразия этих мест.
Так что противостоять этому могут лишь экологическая культура, экологическое сознание и турбизнес, который уважительно относится к окружающей среде. Не зря этот вид туризма предпочитают 12-15% туристов и число их ежегодно растет на 30%! Сегодня экотуризм охватывает более 10% туррынка, зато темпы его роста в 2-3 раза превышают темпы во всей туриндустрии.
Владимир Комиссаров говорит: «Турсектор дает важную часть ВВП Кыргызстана, его даже называют «самым большим нашим достоянием». Каждый турист, приехавший в нашу страну, создает как минимум 5 рабочих мест. Скажите, какая еще есть отрасль, которая с развитием новых технологий не только сокращает занятость людей, а напротив, создает новые рабочие места?». Но какне потерять доход тех кыргызстанцев, которые работают в этой сфере?
«Озеленять» туризм. Почему?
По словам сотрудников КНУ им. Ж. Баласагына С.Мамбеталиевой и А. Осмоновой, за последнее время мировое сообщество сталкивается с рядом вызовов: мировым финансовым кризисом, рецессией, ухудшающейся экологической обстановкой, а также климатическими изменениями. В связи с появившимися проблемами люди стали осознавать, какие угрозы несет в себе использование старых моделей экономического развития.
Жизнь в кредит за счёт природных ресурсов — самое простое объяснение на сегодня, почему важно начинать изменения в потребительском отношении к природе как можно скорее, особенно в нашей стране. «Зеленым» туризм назван не только потому, что людям не хватает зелени и они едут на природу, это еще и новый ресурсо- и энергосберегающий подход к природным ресурсам, возврат к натуральному и экологичному образу жизни.
Продолжение следует
Ирина Байрамукова