Образование начинается с образа. И как слово, и как понятие. Национальный образ мира, т.е. менталитет, диктует своеобразие образования в каждом государстве.
Религия, как образ бытия и сознания, воздействует на образование и воспитание.
В литературоведении есть постулат: как только исчерпаны все смыслы художественного образа, он умирает.
Видимо, так происходит с образованием. У нас высшая школа не приоритетна. Даже то, что преподавателям всех учебных заведений повысили оклады, исключая университеты.
Когда в стране существуют минимум семь систем высшего образования, это наводит на мысль, что арифметика должна стать главным предметом. Необходимо подсчитать, какая система важна для нашей страны – американская, турецкая, арабская…?! Мы готовим специалистов для других государств или для себя?! Кто задумался нужна ли нам трехуровневая система высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура. При этом, аспирантура не предполагает написание диссертации. В ней читаются лекции, проводятся семинары, сдаются экзамены. По окончании выдается диплом преподавателя – исследователя.
Может есть резон перейти вновь – встарь к специалитету, пятигодичному сроку обучения, плюс аспирантура, предполагающая написание и защиту диссертации. У нас научное начальство придумало в дипломах кандидатов наук, писать Phd «доктор философии». Для чего тогда докторанты с их докторскими диссертациями?!
Да и бакалавры обывателем воспринимаются, как недополучившие высшее образование.
Опыт других стран состоит в том, что подсчитано сколько магистрантов необходимо государству, предположим на десять бакалавров и т.п.
Чрезвычайно важны, как говорили классики марксизма – ленинизма, учет и контроль.
Во всем. Опять нужна арифметика. Сколько учителей – предметников необходимо будет через пять лет в конкретном аиле.
Из него детей надо брать, готовить по конкретным профессиям и возвращать на место жительства и работы.
Когда-то наши соседи ввели несколько нововведений в системе высшей школы.
Во-первых, государственный заказ подготовки специалистов, касающийся всех форм обучения, частных и государственных вузов. Выполнили его, а дальше хоть на звездочетов учи;
Во-вторых, вместо стипендий – банковские ссуды. После окончания вуза, выпускника, выехавшего по направлению, снижаются проценты при возврате банку кредита.
Не все учащиеся выдерживают режим одиннадцатилетки. Может было бы полезно возвратить в полном объеме систему профтехобразования, привязав её к хозяйственной потребности конкретных населенных пунктов.
Необходим межрегиональный вуз, студентов которого опекали бы городские – районные – областные власти на протяжении всех лет обучения. В этом случае снизилась бы и проблема наркотиков.
Сегодня шире должна развиваться система «электронного обучения», когда студент, с первого дня пребывания в вузе, на свой телефон получает учебные и справочные издания, необходимые для полноценного «вхождения в профессию».
Предложения по реформированию образования в КР
- Если гражданин КР идет во власть, его дети учатся там, где он работает (область, город), в границах его деятельности. Детям чиновника, депутата и пр. запрещено учиться за границей. В этом случае, чиновник, депутат и пр. будет заинтересован, чтобы его дети получали качественное образование. Нарушение этого принципа ведет к отставке чиновника, депутата и пр. Пока дети чиновников и пр. получают качественное образование в больших странах, наше местное деградирует.
- Образование в КР должно нести в себе преемственность: а) необходимы единые программы по всей системе образования от детского сада до школы, от до вуза, независимо государственного или частного подчинения. Надо найти компетентных специалистов в каждой области знания и поручить им создать полноценные программы.
- Старшие группы детского сада и начальная школа должны находиться рядом, чтобы дети постоянно общались друг с другом, в этом случае не будет психологических травм при переходе на другую ступень образования.
- Необходимо разработать общий список книг, который бы включал произведения многонациональной литературы по возрастам (от 3-4 до 16-17 лет)
Уже в старшем детсадовском возрасте необходимо приучать детей пользоваться электронными книгами (учебная литература), которую необходимо сочетать со справочной (детские энциклопедии по различным областям знаний по возрастным группам). Ребенок должен уметь находить ответы в справочниках.
Министерству образования необходимо отказаться от бумажных учебников и обеспечить детей всех регионов электронными книгами (планшетами), рассчитанными от старших групп детского сада до всех лет учебы в школе. Необходимость в этом вызвана современными реалиями.
Учебной литературой второго года существования пользоваться невозможно, она существует в таком виде, который отбивает охоту по ней учиться. Если перейти на электронные книги, это сократит расходы на учебники: государство покупает рукопись у автора, не платит потиражные и пр. Отделам образования передаются флешки, на которых учебная литература сопровождается справочной по всем предметам. Отделы образования передают эти электронные книги учебным заведениям.
Если гаджеты закупать в массовом порядке они будут не так дороги, тем более они рассчитаны на все годы обучения. Сегодня дети, независимо от места проживания, имеют самые современные телефоны, которые можно и должно использовать в обучающих целях. Офтальмологические проблемы разрешаются подбором наиболее безопасного шрифта врачами.
Учить пользоваться электронными книгами разных форматов необходимо учителей и преподавателей.
Уже в младших классах необходимо учитывать разную степень подготовки ребенка (получившего внешкольные знания, например, по ментальной арифметике и пр.). Создавать классы с «продвинутыми» детьми и другие, с теми, кто готов только к получению программных школьных знаний.
ОРТ привести в целостную систему. После подсчета баллов, как это делается в других странах, вузы должны связываться с выпускником и сообщать на какие факультеты он может быть зачислен. А выпускник выбирает вуз «по душе», если он не ребенок чиновника, депутата и пр. В этом случае он учится в регионе.
В нашей стране отсутствуют педагогические вузы. Их следует срочно создать на новой основе, как стратегически важные. Если говорить о гуманитарных науках, следует изменить подходы. Так, литературу в школе необходимо изучать в едином потоке: кыргызская – русская – мировая. При этом надо решить: изучается литература или история литературы, т.е. или выборочно лучшие произведения, или поток, необходимый только филологам. Необходимо отменить сочинения и прохождения романов, которые ребенок не в силах прочитать (из-за возраста, культурного багажа).
Надо возродить культуру семейного чтения – читать на уроках вслух небольшие по объему, но эстетически важные произведения. Если у ребенка возникает потребность, он романы прочитает осознанно, позже, самостоятельно. Научить ребенка в старших классах скорочтению. Изложение, как жанр, сделать основным. Это позволит учителю контролировать грамотность и умение излагать. Ребенком свои мысли. Отменить домашние задания (есть положительная практика в Финляндии).
Учебники, получаемые из-за рубежа необходимо МНО проверять на качество изложения материала по предметам. Срочно проверить в светских школах религия – образование или воспитание. Второе прерогатива семьи.
Ежегодно следует обновлять список произведений, учитывая интерес ребенка к новым книгам.
Необходимо изучить возможности ребенка (условно, говоря, сколько Пушкина надо ученику в Лейлеке и сколько Сыдыкбекова – ученику русской школы в Бишкеке, Оше и т.п.)
Сформулировать идеологию изучения кыргызского языка. Для детей, которых он является родным и для тех, для кого он является государственным. Понять, кыргызский язык нужен для бытового употребления, для написания различных документов или для приобщения к многовековой кыргызской словесной культуре.
Для каждой, из вышеизложенной сфер, нужны разные методики обучения. Их можно получить из стран, где серьезно этим занимаются – Великобритании, Болгарии и пр. Для целенаправленного обучения необходимы хрестоматии по возрастам. Пример этому есть, в том числе на кафедре международной журналистики КРСУ.
В гуманитарной сфере, с детского сада необходимо полноценно учить киргизскому языку. Причем, методики обучения для коренного населения и других народов должны быть разные.
Родной язык необходим во всех сферах жизни.
А то, на выборах Президента страны не один претендент не показал стопроцентное знание государственного языка.
Для иных народов должна быть разработана идеология обучения: зачем нужно знание киргизского языка – для бытового общения или для чиновничьего бумагомарания, или же для чтения в оригинале произведений киргизского фольклора и литературы, т.е. приобщения в духовности коренного населения?!
По-хорошему, в стране должны сосуществовать полноценно три языка.
Чем скорее всё предлагаемое воплотится, тем скорее восторжествует логика полноценного образования.
А.С. Кацев, полвека преподаватель.