Не может этого быть! Так подумают многие. А зря. Потому что в настоящее время это не выдумка, а самая настоящая реальность. Об этом читателям журнала «EXPERT по Кыргызстану» рассказал председатель попечительского Совета академического консорциума «МУК», академик НАН КР Айдаралиев Асылбек Акматбекович.
Справочно. Краткая информация про президента консорциума.
– Вы стали первопроходцами Болонского процесса в Кыргызстане?
– Впервые в истории высшего образования Кыргызской Республики в МУК была введена общепризнанная в мире кредитная образовательная технология обучения, которая способствует мобильности студентов и продолжению обучения за рубежом. В сентябре 2002 года МУК первым из университетов центральноазиатских стран подписал Великую университетскую хартию, присоединившись к Болонской декларации, которую подписали свыше 1 000 университетов из сорока стран Европы, Америки и Азии. Это означает, что дипломы МУК признаются в Европейском союзе в соответствии с фундаментальными принципами академической свободы и демократии, изложенными в Сорбоннской декларации.
– Кредитно-рейтинговая система внедрена благодаря работе проекта «Тюнинг», участником этого проекта стал консорциум «МУК». Целью проекта являлось: сближение учебных программ разных стран; установление взаимосвязи университетских программ по получению степени и их различными компонентами; сравнение объемов обучения, способствование мобильности, обеспечение прозрачности и справедливое признание работы студентов. В состав стран-участниц проекта «Тюнинг» вошел 41 университет из стран Европейского союза, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
– Скажите, пожалуйста, студенты МУК действительно могут получать двойные дипломы – местный и европейский?
– Да, студенты МУК действительно могут стать обладателями двух дипломов за период обучения. Это возможно благодаря совместной образовательной программе, разработанной и реализуемой между нашим вузом и университетами-партнерами. Данная программа позволяет выпускникам, успешно ее освоившим, получить диплом зарубежного вуза наряду с дипломом отечественного обучения.
– А что это за дипломы? Логично, что один из них – это диплом МУК. Ну а второй – что за диплом?
– Для получения диплома студент МУК после первого или второго курса едет на обучение в страну, где находится вуз-партнер. Там он проходит обучение по своей специальности и по окончании сдает выпускные экзамены либо пишет дипломную работу. Успешно окончившие студенты получают диплом. Так что второй диплом – это диплом вуза-партнера.
– С какими странами в настоящее время университетом заключены соглашения о сотрудничестве по программе двойных дипломов? Сколько уже имеется таких соглашений?
– Заключены соглашения о сотрудничестве между нашим университетом и университетами следующих стран: Италия, Чехия, Польша, Болгария, Россия, Грузия, Словакия, Беларусь, Индия, Турция.
Конкретно по двойному диплому имеются соглашения с Польшей, Болгарией, Словакией, Италией, Россией.
– А с какими вузами-партнерами сотрудничает МУК? И могут ли студенты самостоятельно выбрать второй диплом из приоритетного для себя иностранного учебного заведения?
– МУК сотрудничает со следующими вузами-партнерами: Экономико-гуманитарный университет в Варшаве, Польша; Варненский свободный университет, Болгария; Великотырновский университет им. святых Кирилла и Мефодия, Болгария; Бургасский свободный университет, Болгария; Пизанский университет, Италия; Институт иностранных языков, Россия; АНО ВО «Российский новый университет», Россия.
Студенты выбирают учебное заведение в соответствии со своей специальностью. Это означает, что направление, выбранное студентом, должно быть в вузе-партнере, чтобы он смог продолжить обучение в иностранном университете.
– С какого времени ваш вуз начал такую двойную выдачу и что способствовало этому новшеству в системе образования?
– Внедрение программы началась четыре года назад. Этому новшеству в системе образования способствовало много факторов: мировой уровень образования, повышение конкурентоспособности на рынке труда, высокооплачиваемая работа, улучшение языковых и коммуникативных навыков. Для университета – обновление учебных планов, развитие академической мобильности, повышение международной репутации.
– Правильно ли понимать, что за разработкой программы двойных дипломов стоит громадная работа над составлением двойных учебных программ, своеобразных сэндвич-программ? В чем их суть и особенности?
– Да, безусловно, программа требует громадной работы над составлением двойных учебных программ. Притом что эти программы должны соответствовать государственным образовательным стандартом КР и образовательным стандартом вуза-партнера. Единая программа разрабатывается для того, чтобы по прибытии в иностранный вуз студент мог продолжить обучение на том же курсе, без сдачи дополнительных экзаменов, без закрытия разниц в предметах и т. д.
– Составлены ли учебные планы программы двойных дипломов в соответствии с государственным образовательным стандартом КР? Что вы можете сказать о том, насколько эти учебные планы адаптированы также к учебному плану всех вузов-партнеров? Проходили ли вузы-партнеры международную аккредитацию?
– Конечно, программы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом КР. Вступление МУК в Болонскую систему образования способствовало согласованию и адаптации наших учебных планов в вузах-партнерах. Программа двойных дипломов требует, чтобы университет имел международную аккредитацию, поскольку идет работа между странами на международном уровне.
– Логично предположить, что ваши студенты усиленно изучают английский как язык международного общения. В этом контексте важно знать: уже на этапе абитуриентов ваши будущие студенты должны владеть уровнем TOEFL или все-таки они могут «наверстать упущенное» уже в процессе обучения?
– Абитуриент должен иметь базовый уровень английского языка. Но если у него нет этого базового уровня, то у студентов, обучающихся по этой программе, имеется возможность усиленно изучать иностранный язык в МУК. Проводят уроки высококвалифицированные преподаватели, а также носители языка. По окончании курса эти студенты сдают TOEFL- тест.
– На каких языках проводится все обучение? Каким образом учебные планы стимулируют студентов дополнительно и более углубленно заниматься мировыми языками? Кстати, а какими именно иностранными языками предоставляется вашим студентам возможность обучаться дополнительно?
– Обучение в вузе-партнере проводится на английском языке. Практика показала, что недостаточное знание языка создает проблему в процессе обучения студентам. Поэтому студентам приходиться углубленно заниматься иностранным языком.
Дополнительно предоставляется возможность изучать бесплатно итальянский, турецкий, китайский, арабский, немецкий языки.
– Существует ли программа языковой стажировки ваших студентов за рубежом?
– Конечно! Обучение английскому языку является одним из важнейших приоритетов для нас как поставщика образовательных услуг для студентов. Мы каждый год ищем возможности по отправке студентов для погружения в языковую среду. В последние годы основным направлением для наших студентов по языковым курсам стала Индия.
– По каким направлениям проводится обучение студентов «сэндвич-программ»?
– Мы предлагаем совместный проект МУК и Бизнес-школы Женевы (Швейцария), Пан-Европейского университета (Словакия), Экономического университета в Братиславе (Словакия), Рижской международной школы экономики и предпринимательства RISEBA (Латвия), Цифровые университеты Рим (Италия), Рижского технического университета (Латвия), Куяво-Поморского университета (Польша) по следующим направлениям: «Управление бизнесом. Международный бизнес со знанием иностранных языков (английский – обязательно; немецкий, французский, китайский, арабский и др. – по выбору)», «Бизнес и дипломатия», «Бизнес-информатика», «Системный анализ и управление», «Программная инженерия», «Политология», «Политический менеджмент», «Мировые политические процессы», «Юриспруденция. Правовые основы национальной безопасности. Правовые основы предпринимательства», «Адвокатура», «Налоговое и таможенное право», «Психология. Клиническая (медицинская) психология. Семейная психология. Бизнес-психология», «Социально-экономическое образование. Менеджмент в образовании. Образование по отраслям», «Управление персоналом. Менеджер по кадрам. Кадровый консалтинг».
– Ну а в чем же в целом преимущество обучения на данных программах для студентов?
– Проект по двойным дипломам способствует предоставлению гибкой системы образовательных услуг, используя такие показатели, как вариативность, альтернативность выбора обучения, и расширяет траекторию получения знаний студентов.
Преимущество обучения на данных программах заключается в следующем: одновременное обучение по выбранному направлению сразу в двух университетах; возможность поступления после бакалавриата в зарубежную магистратуру. Можно также продолжить обучение в вузе-партнере. По окончании выпускники смогут трудоустроиться на международном рынке труда.
– Сколько уже студентов МУК стали обладателями одновременно двух дипломов? В какие страны они выезжали?
– В этом году запланирован первый выпуск студентов по данному проекту. Студенты выезжали в Польшу, Болгарию, Италию. Мы планируем и дальше работать с выпускниками для улучшения программы двойных дипломов.
– Не остаются ли ваши студенты за границей бесконтрольными? Расскажите, пожалуйста, о функциях МУК как отправляющей стороны, то есть какая поддержка существует для студентов, выезжающих в вуз-партнер? И чем обеспечивает их гостевой университет?
– Мы как отправляющая сторона обеспечиваем всю полноту визовой поддержки, приглашение, вплоть до прилета в гостевой университет. Наши партнеры, которые принимают студентов, обеспечивает их жильем, помогают им на первом этапе. Одним словом, наши студенты не остаются бесконтрольными.
– Что вы можете рассказать нашим читателям о формах обучения будущих обладателей двух дипломов? И как, по какой системе засчитываются результаты обучения по дисциплинам в двух вузах?
– Все обучение проводится на русском и на английском языках, то есть в учебном плане уделяется большое внимание тому, чтобы студент дополнительно по три часа занимался углубленно мировыми языками.
– На каком курсе студент вправе выехать в партнерский вуз? Как происходит процесс отбора такого вуза? Каким образом осуществляется оплата за обучение?
– Для студентов мы можем предложить несколько вариантов обучения в вузе-партнере, среди них:
- обучение на 2-м и 3-м годах в зарубежном вузе-партнере;
- обучение на 3-м и 4-м годах в зарубежном вузе-партнере;
- обучение на 4-м году в зарубежном вузе-партнере.
МУК выбирает университет, чаще это восточная Европа, так как там стоимость обучения ниже, чем в остальной части Европы, но при этом сохраняется высокое качество преподавания, и немаловажно: представленные страны культурно ближе к нашему менталитету. После того как университет выбран, мы отправляем соответствующие письма, составляем договора, в том числе финансовый, что позволяет нам снизить стоимость обучения в разы.
– Как известно, окончить вуз – это полдела. Надо еще трудоустроиться. Насколько котируются дипломы выпускников программы двойных дипломов на международном рынке труда?
– Получение двойного диплома положительно способствует конкурентоспособности студента на рынке труда при трудоустройстве как в Кыргызстане, так и за рубежом. Диплом, выдаваемый Министерством образования КР, признается на территории стран ЕАЭС, а диплом вуза-партнера позволяет найти работу в странах «первого мира». При выборе вуза-партнера мы в первую очередь смотрим на авторитет получаемого диплома.
– Охарактеризуйте, пожалуйста, основные показатели системы образования «Двойной диплом», за счет чего обеспечивается гибкость такой системы образовательных услуг?
– Обучение проходит в МУК и вузе-партнере по совместно разработанному учебному плану, соответствующему кыргызским и мировыми стандартам подготовки бакалавров и магистров, что позволяет за аналогичное время изучить больший объем информации, более приближенный к мировым трендам.
– Большое вам спасибо за уделенное время,Асылбек Акматбекович! Поздравляем вас с Новым годом и желаем дальнейших успехов в вашей деятельности на благо образования кыргызстанцев!