Главная страница » Будущее университетов в цифровую эпоху – цифровая трансформация

Будущее университетов в цифровую эпоху – цифровая трансформация

от osmonov_rsx
0 комметарий 86 просмотров

Развитие цифровой экономики – глобальный тренд на сегодня. Еще большую
актуальность он приобретает в связи с реализацией концепции цифровой
трансформации «Цифровой Кыргызстан – 2019–2023», которая определяет
структуру, систему управления и основы процесса цифровизации страны. И вот тут-
то системе высшего образования страны, где вузы являются частью
информационной структуры, отводится одна из ключевых ролей.
Почему? Все очевидно: новая реальность бытия, стремительный рост цифровой
экономики формируют и новую реальность образования. Во-первых, меняется внутренняя
среда вузов через активное применение электронного и смешанного обучения, массовое
использование онлайн-курсов и электронных систем управления, сетевое взаимодействие
высших учебных заведений в разных частях света, набирающую обороты виртуальную
мобильность. Во-вторых, работая с цифровыми технологиями, «живя в цифре», уже в
период обучения будущие специалисты приобретают навыки работы с цифровыми
технологиями. В-третьих, университеты как бы выполняют уникальную миссию,
подготавливая пул разнообразных специалистов, способных жить, учиться и работать в
условиях цифровой реальности и параллельно формировать и развивать ее. По мнению
завотделом мониторинга и стратегического планирования МОиН КР Ларисы Марченко,
такие специалисты приходят на смену тем, которые не сумели справиться с нахлынувшим
потоком новейших технологий и адаптироваться на рынке труда в условиях масштабного
изменения его структуры. Так, под влиянием IT стремительно исчезают многие профессии
и появляются те, о которых еще вчера многие не догадывались; кардинально меняются
как характер труда, так и взаимодействие человека с окружающим миром. Налицо
серьезный социальный вызов.
Задача вузов – противопоставить этому вызову развитие новых навыков для будущего у
разных социальных групп, а также продвижение практик применения электронных
технологий. С целью обсуждения роли университетов в продвижении цифрового
преобразования Кыргызстана 10 декабря 2019 года в Бишкеке состоялась научно-
практическая конференция под названием «Цифровой Кыргызстан: университеты как
драйверы развития навыков для будущего». Данная конференция была проведена
Университетом АДАМ/ БФЭА, имеющим статус авторитетного негосударственного
высшего учебного заведения КР, при поддержке германского Фонда имени Конрада
Аденауэра и Министерства образования и науки страны.
Представители аппарата правительства КР, МОиН КР, государственных и
образовательных организаций; национальные и международные эксперты смогли принять
участие в двух сессиях:

  1. «Новые навыки для цифрового будущего», где были затронуты вопросы
    подготовки и переподготовки кадров в области цифровизации экономики КР;
    новые связанные с цифровизацией навыки и подготовка ИТ-специалистов.
    «Для меня цифровизация университета – это новые возможности для студентов и
    преподавателей, новые возможности в развитии образовательных программ и проведении
    исследований, возможность быть в постоянном контакте с нашими отечественными и
    зарубежными партнерами», – прокомментировала ректор Университета АДАМ Светлана
    Сирмбард.
  2. «Цифровой университет: возможности и вызовы», на которой обсуждались
    лучшие практики электронного и смешанного обучения.
    По словам старшего преподавателя университета АДАМ А. Варшакидзе, применение
    электронного обучения в преподавании математики позволяет визуализировать различные

математические понятия и абстракции. А старший преподаватель университета АДАМ З.
Суеркулова отметила, что электронные ресурсы и технологии в преподавании ИКТ
позволяют студентам наглядно видеть результаты и практическое применение знаний и
умений, которые они получают в процессе обучения.

По словам руководителя программы «Менеджмент и туризм» Н. Акылбековой, цифровые
технологии предоставляют возможность получать двойные дипломы – университета
АДАМ и европейского вуза. При этом не надо ехать за рубеж, платить там за проживание,
питание и образование, которое стоит в разы дороже! «Также в стенах нашего вуза
проводятся лекции европейских светил в онлайн- и офлайн-режимах, что стирает
временные и пространственные границы в образовании, повышает качество образования и
одновременно ставит наш вуз в один ряд с европейскими вузами».
Также эта сессия затронула вопросы технического и программного обеспечения процесса
цифровизации. «Это прежде всего трансформация образовательного процесса, в основе
которого лежит обеспечение равного доступа к образованию для всех и возможность
сделать вузы более открытыми и качественными, – говорит проректор по учебной работе
Университета АДАМ Азат Жамангулов. – И огромный потенциал тут несут в себе
образовательные ресурсы с компонентами IT- технологий».
Участники конференции единодушно признали, что образование в цифровую эпоху
должно быть переопределено и образовательная парадигма должна быть изменена.
Сегодня репутация преподавателя и результативность его деятельности все больше
зависят не только от уровня владения содержанием курса и от его педагогических
способностей, но и от умения использовать современные информационные и
коммуникационные технологии для сбора, обработки и преподавания учебного материала.
Нынче важен исследовательский подход к обучению, который направлен на развитие у
студентов умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих
способностей.
На сегодня уровень цифровизации в кыргызстанских вузах очень разный. Одни вузы
стремятся к наращиванию этих компетенций и объединению ресурсов для повышения
конкурентоспособности, другие – только в начале пути. Жаркие дискуссии
свидетельствовали об интересе к опыту разных вузов и успешным кейсам в цифровизации
образования, которые можно взять на вооружение.
Проректор КГТУ по учебной работе, страновой координатор проекта «Эразмус +
Модернизация высшего образования в Центральной Азии с помощью новых технологий
(HiEdTec)» Мирлан Чыныбаев предложил концепцию адаптации системы образования
новому поколению, назвав его еще «поколением 5 экранов»: «Необходимо адаптировать
систему образования к цифровому поколению путем массового и эффективного
применения ИКТ-базированных инновационных образовательных технологий и
дидактических моделей. Надо предоставить возможность КАЖДОМУ учиться в ЛЮБОЕ
время и в ЛЮБОМ месте с помощью ЛЮБОГО преподавателя, используя ЛЮБОЕ
конечное устройство – компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и т. д.»
Национальный эксперт по реформированию высшего образования в КР Светлана
Сирмбард привела пример такого доступа к любому виду образования. «Можно получить
образование онлайн в любом университете мира и стать обладателем подтверждающего
сертификата. Можно дистанционно повысить свою квалификацию, пройти
переподготовку дистанционно. Такую возможность открывают курсы МООК (Massive
Open Online Course), причем Университет АДАМ уже имеет опыт их разработки. Анализ
рынка МООК свидетельствует об интенсивном росте числа производителей и
провайдеров МООК, а также численности слушателей онлайн-курсов, – сказала Светлана

Сирмбард. – Только по состоянию на этот год более 900 университетов по всему миру
предлагали около 11 400 MOOК, и в течение года было добавлено около 2 000 новых
курсов. В Университете АДАМ уже действуют МООК по следующим специальностям:
*Финансовые аспекты безопасности образовательных организаций. 1С: Бухгалтерия;
*Управление безопасными закупками и финансированием безопасной образовательной
среды;
*Психологическая безопасность образовательной деятельности;
*Физическая безопасность образовательной среды;
*Пищевая безопасность образовательной организации.
Разработанные массовые открытые онлайн-курсы ориентированы на администрации
образовательных организаций; ОМСУ, педагогических работников и студентов,
желающих повысить свою квалификацию. К настоящему времени уже обучились и
получили сертификаты 30 человек».
Конференция показала, что пришло время традиционные лекции переводить в
качественный цифровой формат и выводить в самостоятельную работу. В
университете, который сумел организовать производство электронного контента и
внедрил использование электронных курсов университетов-партнеров, появляется
реальная возможность включения проектной работы в учебный процесс. Цифровой
предпринимательский университет становится главным звеном новой отрасли
экономики – отрасли генерации инноваций. А это влияет и на регионы. Не случайно
президент КР соединил их воедино Годом цифровизации и развития регионов.

0

Related Posts

Оставить комментарий