Главная страница » ПОСТКОВИДНОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ПОСТКОВИДНОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

от editor_irina
0 комметарий 40 просмотров

«Все проходит и это пройдет…» — известная библейская фраза особенно применима к сегодняшнему дню, мир верит в скорейшую победу человека над страшной болезнью, но боязнь и страх перед ней вряд ли уйдут сразу, пройдет еще немало времени, прежде чем в сознании людей эта «чума XXI века» забудется…

автор рисунка- Белек Сарымсаков

Позвольте в данной статье высказать свой взгляд с позиции архитектора и градостроителя на ситуацию с пандемией коронавируса, продолжающуюся уже второй год и последствия ковида на современную урбанизацию, среду проживания человека. Эпидемия в любом случае закончится, это вопрос времени, но мир уже будет другим и отношение к среде, в которой мы живем, тоже.

У нас есть время для переосмысления многих устоявшихся алгоритмов городской жизни, выработанных за последнее столетие. Архитектор, планировщик в условиях постковидного периода времени при проектировании среды обитания должен учесть те условия, в которых мы жили все пандемийное время и поставить во главу угла человеческий фактор; создать все необходимые предпосылки для благоприятного проживания человека, в том числе и автономного с учетом всех необходимых и доступных социальных потребностей.

Сегодня многие функции большого города теряют определенный смысл. Коронавирус, как лакмусовая бумажка, выявил, что нет потребности во многих, казалось бы ранее необходимых городских общественных процессах, к которым мы привыкли: таких как массовые мероприятия, проходящие на городских площадях и стадионах, собирающих толпы народа; скопления людей в замкнутых пространствах; увеличение плотности населения, проживающего в многоэтажной застройке; еженедельных посещений гипер- и супермаркетов, не говоря уже о сформировавшихся за последние десятилетия целых улицах, состоящих из кафе и ресторанов. В новых условиях постковидного времени возникает вопрос и с проектированием мест общего пользования, таких как вокзалы и аэропорты, городские общественные пространства, жилые микрорайоны и кварталы. И если со зданиями и сооружениями более-менее понятно, то при проектировании жилой среды необходимо вспомнить игнорируемые в последние годы проектировщиками старые советские нормы и правила и акцентировать внимание на комплекс градостроительных и ландшафтных факторов. А именно, на конфигурацию и плотность застройки, направления ветровых потоков, циркуляцию и проветриваемость воздуха, состояние экологической среды, транспортные вопросы, городской рельеф и растительность. Необходимо обеспечить жилые кварталы сервисами шаговой доступности ( магазины, фастфуды, бытовое обслуживание, медицинские услуги и др.) во избежание массового скопления жителей в отдельных помещениях; сократить время перемещения жителей внутри жилого района и сокращения поездок в центр города.

Статья на английском в британском журнале ОСА #42, 2021. стр 1

Не надо гнаться за максимальным уплотнением застройки, что естественно увеличивает количество проживающих на один квадратный метр в ущерб озеленению и сокращению объектов образовательного и социального назначения. К примеру, в столице Кыргызстана с населением более миллиона жителей, площадь озеленения города уменьшилась за последние 30 лет почти в 15 раз с 60-70 м2 на человека до 4-5 м2. Застраивались поймы рек, парки, лесопосадки, уплотнялась среднеэтажная застройка 60х-80х годов, сокращалось количество детских общеобразовательных учреждений, объектов социально-культурного назначения. В связи с чем в зимние периоды года Бишкек попадает в пятерку самых загрязненных городов мира!

Увеличение площади зеленых насаждений, парков, скверов и зон отдыха, борьба за чистый воздух и сохранение экологии после пандемии коронавируса должны быть не пустыми словами, а обязательными условиями и требованиями для архитектора и планировщика. В постковидном будущем часть общественной деятельности, которая раньше проходила в замкнутых помещениях, может перенестись на открытые городские пространства — в парки и скверы, более безопасные с точки зрения распространения вируса озелененные места. Это может быть строительство больниц и реабилитационных центров вместо перенасыщенных в больших городах торгово-развлекательных центров и гипермаркетов, дистанционное обучение вместо классического образования в школах и университетах, многофункциональность и трансформируемость зданий и сооружений, цифровизация систем управления, административных и бюрократических процессов и многое другое.

Может именно сейчас, когда мегаполисы оказались в вынужденных сплошных запретах, нам дают понять, что при желании можно перегрузить наш образ урбан-жизни: сократить ненужные органы управления, ограничить траффик в больших городах, приступить, наконец-то, к комплексной мало- и среднеэтажной застройке с автономным функционированием, развивать пригороды, малые города и города-спутники.

В период пандемии в урбанизированных районах проявилась тенденция переезда жителей мегаполисов в пригороды и сельскую местность, так называемые сегодня субурбии. Если еще недавно граждане стремились переселиться город, то сейчас пошел обратный процесс, связанный с потребностью самоизолироваться на фоне возрастающего числа заболевающих различными штаммами ковида.

Статья на английском в британском журнале ОСА #42, 2021 стр 2

Деурбанизация будет идти активней, когда будет развиваться инженерная инфраструктура и межселенные связи, которые сокращают время для проезда из одной точки до другой. Если в малые города придут дороги, то они повысят свою инвестиционную привлекательность, а это в свою очередь будет привлекать население и трудовые ресурсы. По мнению Максима Перова, замдиректора Гипрогора (г. Москва), коттеджные посёлки общей площадью не менее 90 га (в случае таунхаузов — не менее 40 га) позволяют разместить в них базовую социальную инфраструктуру, школы и детские сады. Такие посёлки достаточно изолированы, в них очевидно большинство жителей будут в той или иной степени знакомы друг с другом, и при условиях ограниченного доступа на территорию этих посёлков будут возникать достаточно комфортные условия для формирования городских сообществ. Фактически возникнет новый элемент системы расселения.

Для Бишкека, расположенного в линейной системе расселения Чуйской долины, очень удобно решение переезда части жителей мегаполиса в субурбии — пригородные зоны. Развитые транспортные связи, возможность перемещения производства в малые города, расположенные в часовой доступности от центра притяжения, позволят в будущем приостановить в постковидный период численный рост Бишкека и улучшать из года в год его ухудшающуюся экологическую ситуацию.

Белек Сарымсаков, зампредседателя Союза архитекторов КР, член-корр. Международной Академии архитектуры (Московское отделение), представил статью на русском языке, вышедшую в британском журнале ОСА #42, 2021.

0

Related Posts

Оставить комментарий