Главная страница » Нарын – Сырдарья: три истории реки

Нарын – Сырдарья: три истории реки

от osmonov_rsx
0 комметарий 354 просмотров

«Вода – источник жизни» – всегда говорили в Центральной Азии. Сегодня это значит, что
вода – ключевой фактор социального и экономического развития. По прошествии
тридцати лет после развала СССР с единым в странах региона механизмом
водохозяйствования стало значительно сложнее искать баланс между потребностями
стран. С одной стороны, расположенные в верхнем течении рек государства производят
электричество на гидроэлектростанциях, а с другой – их находящиеся ниже по течению
соседи используют воду для сельскохозяйственных нужд. Появились конфликты между
фермерами, нуждающимися в воде и электричестве в суровые зимние дни. Возникают
споры об объеме воды, бурно обсуждаются странами в верхних и нижних течениях реки
расчеты времени выпуска воды из водохранилищ. Экологи заговорили о загрязнении
трансграничных вод. А международные специалисты теперь обсуждают роль реки в
контексте климатических изменений далеко за пределами Центральной Азии. При этом
несогласованность действий стран региона в сочетании с нехваткой финансовых ресурсов
еще больше отдаляет перспективу налаживания более рачительного управления водными
ресурсами.
Вот пример – важная артерия река Нарын. Длина Нарына – 807 км, площадь бассейна 59,9
тыс. км². Высоко в горах Тянь-Шаня в Кыргызстане она начинает свой путь длиной более
двух тысяч километров до Аральского моря, некогда являвшегося четвертым крупнейшим
в мире континентальным водоемом. Эта река орошает хлопковые поля и утоляет жажду
жителей Коканда в Узбекистане, Худжанда в Таджикистане, Кызыл-Орды и Туркестана в
Казахстане. Из Нарына берут начало Большой и Северный Ферганские каналы. Река
обладает значительными энергетическими ресурсами: на ней расположены крупные
гидроэлектростанции: Токтогульская, Таш-Кумырская, Учкурганская, Курпсайская,
Шамалдысайская. В будущем планируется построить Камбар-Атинскую ГЭС-2 и каскад
Верхне-Нарынских ГЭС с соответствующими водохранилищами. На берегах реки
находятся города Нарын, Таш-Кумыр, Учкурган.

В районе Ферганской долины в Нарын вливаются воды реки Карадарья, давая начало реке
Сырдарья. Длина ее от истоков Нарына – 3019 км. На территории бассейна Сырдарьи
находятся три области Кыргызстана ( Нарынская , Джалал-Абадская и Ошская),
Согдийская область Таджикистана, шесть областей Узбекистана (Андижанская,
Наманганская, Ферганская, Ташкентская, Джизакская и Сырдарьинская) и две области
Казахстана (Южно-Казахстанская и Кызылординская). Площадь бассейна Сырдарьи
составляет 219 000 км².
Все это говорит о сложной эколого-технической системе и многогранной социальной
жизни трансграничных рек Нарын и Сырдарья. Эксперты даже предложили посмотреть на
эти трансграничные реки как одновременно на природную и техническую конструкцию. И
пока специалисты со всего региона совместно анализируют проблемы в сферах
управления водными ресурсами и охраны окружающей среды, УЦА взял на себя
инициативу укрепления регионального сотрудничества в сфере управления
водопользованием в бассейнах трансграничных рек, выбрав для трансграничного диалога
необычный формат в виде экспериментального сотрудничества представителей науки и
искусства.
Группа антропологов, политологов и историков под руководством д-ра Жанн Фэо де ла
Круа из Тюбингенского университета Германии провела четырехлетнее этнографическое
исследование «Социальная жизнь реки: история окружающей среды, социальные миры и
предотвращение конфликтов вдоль Нарына – Сырдарьи», охватив несколько городов и
сел, расположенных по течению реки. Это Казалы в Казахстане, Нарын и Шамалды-Сай в
Кыргызстане, Фергана в Узбекистане и Худжанд в Таджикистане. Ученые выясняли
отношение к основным водным объектам Центральной Азии: бассейну Нарын – Сырдарья
и озеру Иссык-Куль.
УЦА организовал открытую лекцию, где социальный антрополог Тюбингенского
университета д-р Жанн Фэо де ла Круа и докторанты Айбек Самаков и Гулзат Байлиева
прочли более чем 70 слушателям лекцию по результатам четырехлетних этнографических
полевых работ, архивных работ и медиаанализа на тему «Этнография жизни реки Нарын:
когда и в чем выражается значение реки в Нарынской области?». Опираясь на
политическую экологию и теории о роли эмоций в политике (надежды и страха), Жанн
Фэо де ла Круа сопоставил мнение о том, что в свете имеющихся запасов воды эту
проблему нельзя считать острой, с духовным и религиозным взглядом на ценность воды и
ее качеств. «Водная политика должна отражать не только взаимоотношения между
располагающимися вдоль берегов этих рек соседними странами, – сказал антрополог. –
Она также должна учитывать отношения жителей прибрежных районов, у которых по-
разному организовано хозяйство и которые в разной степени зависят от рек и озер».
Отдел УЦА по культурному наследию и гуманитарным наукам совместно с
Тюбингенским университетом при поддержке Фонда Фольксвагена (Volkswagen Stiftung)
провел в нарынском кампусе двухнедельный семинар. В рамках этого семинара
художники и исследователи подготовили футуристические концепты мирного
сосуществования человека и рек Нарын и Сырдарья. Они были представлены на
обозрение нарынчанам и многочисленным гостям на организованной УЦА в Нарынском
историко-этнографическом музее им. Какен Мамбеталиевой выставке «Нарын –
Сырдарья: три истории реки». По словам директора музея Анары Сабитовой, такие
экспериментальные выставки креативного искусства набирают большую популярность во
всем мире и музей в городе Нарын старается следовать новым трендам, чтобы
разнообразить культурную жизнь города. Открытие же этой выставки она назвала
событием не просто общегородского, но областного масштаба.

Координатор выставки Мохира Суяркулова отметила, что экспозиция привлекла
внимание посетителей своей необычной подачей: визуальные решения очень доступно
доносили до зрителей проблемы взаимодействия реки и человека. Наиболее подробно об
этом рассказал мультимедийный проект «Нерассказанная история мостов» Жанн Фео де
ла Круа, Дениз Назаровой, Чолпон Жуманалиевой и Айдара Жумабаева.
«Камышовый Байтерек» авторов Айбека Самакова, Зулайки Есентаевой и Нарынбека
Казыбекова сразу узнаваем. Однако при чем тут камыш? Оказывается, в Западном
Казахстане в дельте Сырдарьи люди по сей день собирают камыш для строительства. Так
что эта работа наглядно отобразила конфликт между условиями жизни простых людей и
модернизационными устремлениями казахского режима.
А вот в Таджикистане в районе Худжанта имеется гендерная проблема: только мужчинам
здесь разрешается публично купаться, отдыхать на пляже, рыбачить. Мохира Суяркулова
поведала об этом через серию коллажей под названием «Посторонним вход воспрещен!».
Гульзат Баялиева, Динара Каныбек кызы и Оксана Капишникова рассказали о непростой
судьбе поселка Шамалды-Сай: в советское время он был на так называемом московском
обеспечении, а сегодня это московское обеспечение осуществляется за счет работающих в
Москве трудовых мигрантов. Эта историческая хроника показана за счет циклической
конструкции «Потоки».
Художница Дениз Назарова в своем графическом дневнике рассказала о проведенных
вместе исследователями и художниками десяти днях, когда шла подготовка к выставке.
Работа «Ужин в Нарыне. 2350 год» отсылает зрителей в будущее и предлагает задуматься
о том, какие перспективы ждут человека, если он не найдет решение, что ему делать со
скоплениями пластиковых отходов. Может, он научится его переваривать, ужиная
пластиковой едой? Или он задумается над поиском других решений уже сейчас?
«Получилось ли нам рассказать о Нарыне и Сырдарье так, как никто еще не рассказывал о
реках? Мы не знаем, но мы хотели попробовать рассказать в трех историях, – говорит
куратор выставки Георгий Мамедов. – Первая история Сырдарьи – это история,
рассказанная от имени человека. Эту историю составили визуальные исследовательские
проекты и архивные материалы. Как люди взаимодействуют с рекой? Какую роль играет
река в жизни сел и городов, расположенных на ее берегах? Вторая история рассказана от
имени самой реки, страдающей от человеческого использования и противящейся этому. В
данном случае – собирательного образа, объединяющего в себе и реку, и всех обитающих
в реке и как бы составляющих ее «сущность» существ. И, наконец, третья история – это
история, которой еще нет, но которая возможна. Это утопическая история реки, в которой
нет места конфликту между человеком и рекой. Исследовательская группа архитекторов,
дизайнеров и художников попыталась разработать примеры/образы взаимодействия с
рекой, которые бы учитывали потребности как самой реки, так и обитающих в ней
существ и человека».
Проект «Нарын – Сырдарья: три истории реки» показал: в процессе разработки проектов,
направленных на предотвращение новых экологических катастроф и на мониторинг и
ограничение воздействия на окружающую среду промышленности и сельского хозяйства,
важно понимать главное. А именно: задуманные мероприятия приведут к улучшению
ситуации только в том случае, если не только каждая страна региона в отдельности, но и
все они вместе задействуют для этого добрую волю, коллективное политическое влияние,
финансовые ресурсы.

0

Related Posts

Оставить комментарий