Главная страница » Будущее водных ресурсов напрямую зависит от решения кадрового вопроса

Будущее водных ресурсов напрямую зависит от решения кадрового вопроса

от editor_irina
0 комметарий 55 просмотров

В Кыргызстане остро стоит вопрос обеспечения кадрами практически всех технических отраслей.

Некогда республика развитого сельскохозяйственного машиностроения, которая славилась на весь СССР своими профи-специалистами, сегодня столкнулась с дефицитом грамотных специалистов. А в отрасли водного хозяйства страны ситуация  прямо — таки критическая. По словам директора Службы водных ресурсов КР Алмазбека Сокеева, средний возраст работников-«водников» — старше 50-ти лет, а  есть и специалисты — пенсионеры!. Люди работают до 70-ти и их некем заменить!

Пример: в Чуйской области трудятся сегодня 27 гидротехников вместо 54-х, то есть их вдвое меньше потребности! В итоге на 1 гидротехника приходится колоссальная нагрузка- 1 тысяча 200 гектаров. Как сказала Главный специалист отдела поддержки и развития АВП Службы водных ресурсов при МСХ КР Джылдыз Садабаева , пока не будет обеспечения на местах грамотными кадрами гидротехников, ожидаемого результата не будет.

В Кыргызстане, продбезопасность которого напрямую зависит от орошаемого земледелия, очень низкий статус профессии гидромелиоратора. Практически никто на сегодняшний день не сомневается в том, что стране нужны кадры в области водных ресурсов. Большое внимание в КР уделяется вопросам местного управления водными ресурсами, участия населения, повышения эффективности использования воды, сбережения воды, превентивным мерам по охране природы и сохранению экологической устойчивости. Тем не менее  ситуация плачевная: нынешних возрастных специалистов  скоро некем будет заменить при таком низком статусе «водных профессий».

Эксперты неустанно говорят о том, что кадровый вопрос требует незамедлительного решения.  Молодых специалистов для «водной сферы» нынче готовят 3 ВУЗа КР. Это КНАУ имени Скрябина, КРСУ им. Ельцина и КГТУ имени Раззакова.

До 1990 года подготовка инженеров-гидротехников велась по единому для всех ВУЗов Советского Союза учебному плану, а система обучения ориентировалась на подготовку специалистов широкого профиля с учетом многогранности использования водных ресурсов в народном хозяйстве (ирригация, коммунально-бытовое, сельскохозяйственное водоснабжение и обводнение пастбищ, промышленное, гидроэнергетическое и т.д.). Согласно приказу Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 05.09.1975г за №831, в водном направлении готовились кадры по 15-и специальностям. Из них в Средней Азии готовились специалисты в основном по 7-ми направлениям, а именно :1107 – Гидрогеология и инженерная геология;1203 – Гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций;1209 – Водоснабжение и канализация; 1401 – Гидрология суши; 1511 – Гидромелиорация; 1514 – Механизация гидромелиоративных работ;1744 – Экономика водного хозяйства.

А что мы имеем сегодня? Итак,

в КНАУ им. Скрябина на факультете «Гидромелиорации, экологии и землеустройства» имеются кафедра: «Мелиорация и управление водными ресурсами» (профиль «МРОЗ») и

кафедра: «Гидротехническое строительство» (профиль «Гидротехническое строительство»;

в КГТУ им. И.Раззакова  есть  кафедра: «Строительная механика и ГТС»(профиль «Водные ресурсы и водопользование»,  профиль «Гидротехническое строительство»);

в КРСУ им. Б. Н. Ельцина на факультете «Архитектуры, дизайна и строительства» имеется

кафедра: «Водных ресурсов и инженерных дисциплин» (профиль  «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»)

Стоит добавить, что агротехнический колледж имени С. Ибраимова готовит техников по специальностям «Мелиорация, рекультивация и охрана земель»  и  «Гидротехническое строительство».

Очевидно, что направления подготовки специалистов водного направления сузились по сравнению с советским периодом. Да и количество студентов тоже не соответствует потребностях в молодых специалистах в этом секторе. Так, в 2022-2023 учебном году из 40 студентов первого куса до выпуска дошли 30! Джылдыз Садабаева считает это хорошим результатом. Однако все ли дипломированные специалисты останутся работать по специальности, учитывая очень низкую заработную плату в отрасли?

В настоящее время эксперты отмечают существование ряда проблем, связанных также с повышением квалификации тех, кто трудится на ниве «водных ресурсов». Не секрет, что государство не в состоянии отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Глава Службы водных ресурсов Кыргызстана А. Сокеев уверен — стране нужен учебный центр для специалистов водного и сельского хозяйства, где они могли бы профессионально «расти».

И пока лица, принимающие решения, создание такого центра обсуждали, Региональный проект USAID по водным ресурсам и окружающей среде (WAVE-G-004-Water Partnership) озадачился вопросом повышения квалификации тех, кто в настоящее время трудится в Службе водных ресурсов, а также и профессорско-преподавательского состава профильных учебных заведений. В рамках проекта «Вклад в создание в Центральной Азии регионального центра подготовки и повышения квалификации специалистов по экономическим и финансовым аспектам ИУВР» были подготовлен учебные модули, которые в перспективе планируется внедрить в образовательную систему КР.

Национальные и привлеченные международные эксперты, работающие в РФ, Франции, Австрии, провели глубокий анализ состояния образования в водной отрасли КР. Анализ показал сильные стороны, выявил тенденции развития, а также недостатки и проблемы в системе высшего и послевузовского образования. По словам местного эксперта,  к.э.н., доцента, завотделом науки  Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова  (КЭУ) Чолпон Токтосуновой среди выявленных проблем  наиболее  актуальны следующие: ВУЗы не успевают внедрять в учебный процесс все новшества, требуемые для будущей работы специалиста; а имеющиеся учебные программы не в полной мере дают знания и навыки, необходимые в практической деятельности. Как следствие, низкая мотивация к активному и качественному усвоению учебных программ у студентов, слабая подготовка бакалавров и магистров, а оттуда и недостаточная обеспеченность водного хозяйства страны в квалифицированных специалистах.

Преподаватель и одновременно сотрудник СВР КР Джылдыз Садабаева говорит о важности переподготовки вчерашних выпускников, которые приходят работать в ГУВХ, РУВХ, Центральный аппарат. Не секрет, что большинство не способны на должном уровне вести проектные, строительные и эксплуатационные работы на водных объектах и гидротехнических сооружениях с учетом перспектив развития водной отрасли; не умеют управлять спросом на воду, слабо владеют экономическими инструментами.

По словам  руководителя CWP Kyrgyzstan и менеджера проекта WAVE-G-004-Water Partnership «Вклад в создание в Центральной Азии регионального центра подготовки и повышения квалификации специалистов по экономическим и финансовым аспектам ИУВР» Касиет  Мусабаевой, внедрение понимания основных финансовых и экономических принципов, связанных с интегрированным управлением водными ресурсами (ИУВР) в Центральной Азии, является необходимостью. Соответственно, важно постоянно наращивать потенциал специалистов водного сектора Центральной Азии.

Разработка и пилотное тестирование учебных материалов по   экономическим и финансовым аспектам управления водными ресурсами, объектами и системами водных ресурсов в Центральной Азии. призваны устранить вышеперечисленные пробелы в образовании.

Международный эксперт А.Мартусевич рассказал о тематике учебных модулей:

УМ1:Общие принципы и экономические инструменты интегрированного управления водными ресурсами, объектами и водохозяйственными системами.

УМ 2:Особенности рынка воды и регулирования водохозяйственных услуг.

УМ 3:Управление спросом на воду и водохозяйственные услуги.

УМ 4: Проблемы, методы и инструменты стратегического и среднесрочного планирования в водном секторе на глобальном, региональном, национальном, суб-суверенном и бассейновом уровнях.

УМ 5: Экономические инструменты управления водными ресурсами и водохозяйственными системами.

УМ6:Устойчивые бизнес-модели (модели функционирования и финансирования) в водохозяйственном комплексе.

УМ 7: Капитальные вложения в ВХК и особенности подготовки инвестиционных проектов к финансированию из экологических и других фондов, а также институтов развития.

УМ8: Роль и место водных ресурсов и водохозяйственного комплекса в социально-экономическом развитии страны, региональном и муниципальном развитии

УМ9: Информационная основа для планирования и управления в ВХК: отраслевая отчетность и статистика, большие данные

Работа была непростой и потребовала от команды разработчиков полной самоотдачи. Вначале были разработаны проекты 9-ти  УМ,  проведено их обсуждение с экспертами,  после чего модули были подготовлены к пилотному апробированию.  Для этого были запущены на их основе учебные курсы.

С учетом ориентации на две основные целевые группы обучаемых УМ были созданы в двух версиях:
1) для практических работников отрасли и членов бассейновых советов;
2)     для  старшекурсников бакалавриата, магистрантов и аспирантов, сотрудников научных организаций отрасли.

Местный эксперт Турсуналиева Д.М рассказала, что ровно год назад в рамках летней  школы были обучены 5 будущих тренеров-преподавателей учебных курсов. Эксперты  А. Мартусевич, А.Шевчук, А. Белокуров, Т. Кутонова, С.Сиваев, Козельцев,  И. Петраков, А. Джайлообаев, Н.Комендантова, М.Козельцев и другие щедро делились с ними своими знаниями и опытом.

В результате выполнения проекта WAVE-G-004-Water Partnership вышеуказанные модули были апробированы в виде краткосрочных курсов повышения квалификации специалистов стран Центральной Азии, а также элективных курсов для студентов и аспирантов. В итоге 80 профессиональных специалистов и 45 студентов и аспирантов повысили свою квалификацию по темам УМ.

Учитывая дефицит в странах ЦА-го региона специальной литературы и информации по ИУВР, особенно по экономическим и финансовым темам, значение проекта сложно переоценить.

Теперь повестке дня – распространение его результатов в учебных программах профильных ВУЗов, публикация доработанных по результатам пилотного  тестирования УМ и открытие Центра повышения квалификации  для специалистов водного и сельского хозяйства.

                                                                                                                          Текст и фото: Ирина Байрамукова

0

Related Posts

Оставить комментарий